Библиотека

Вопрос - ответ

В этом разделе собраны наиболее интересные и часто задаваемые вопросы и обсуждаемые темы с нашего форума. Курсивом в кавычках выделен текст вопроса, а ответ даётся обычным шрифтом.

Вопрсы по асанам:


"Андрей, поделитесь, пожалуйста, своим пониманием следующего вопроса. Классическая йога Патанджали работает главным образом с мыслью, умом (читта вритти ниродха), а хатха-йога стремится подчинить энергию, прану, а уже через это достичь покоя ума (эту разницу описывает, например, Б. Мартынов в "Йога. Источники и течения" (хрестоматия), с 155, то же - в предисловии Сатьянанды к "хатха-йога прадипике". То есть, получается, по Патанджали надо сесть в позу лотоса и остановить вихри ума с помощью ума же. А в хатхе подход такой: не "парься" - делай асаны, пранаямы и через это успокоишь ум. Все-таки в йоге, которой мы занимаемся, мы из чего исходим? Вопрос теоретический, но, на мой взгляд, немаловажный )"

Алексей, мы исходим из очевидных и внятных моментов, связанных с освоением технологии классической йоги, которую нам завещал великий Патанджали.
Разделение йоги на "хатха" и "раджа" (к слову сказать именно классическую йогу Патанджали ассоциируют с раджа йогой) весьма условно, ибо практикуя "хатху" (те же асаны), мы привносим и элементы раджа-йоги (чвн), в ином случае асаны, без должной работы сознания, превращаются в экзотическую гимнастику (что мы и можем наблюдать в массе "школ"), напрочь выхолащивая всю суть йоги. Можно вспомнить крылатую фразу из ХЙП: "Не бывает раджа-йоги без хатха-йоги, как не бывает хатха-йоги без раджа-йоги."
"То есть, получается, по Патанджали надо сесть в позу лотоса и остановить вихри ума с помощью ума же."
Нет, не остановить мысль мыслью, а переключить внимание (оперативную часть сознания) в другую модальность, на кинестетику (ощущения), на тело, ибо йога, её практическая часть начинается с освоения асан. Т.е. то, с чем мы непосредственно работаем в данный момент, с телом, на то и должно быть направлено всё наше внимание без остатка, тем и должно быть окрашено наше сознание. В этом случае в сознании больше нет места чему-либо ещё, мыслительный процесс остановлен (чвн).
"хатха-йога стремится подчинить энергию, прану, а уже через это достичь покоя ума"
Вот такое описание процесса, все эти манипуляции с "энергией" характерны для более поздних (по сравнению с йога-сутрами) изысканий, и это уже, как говорил Мирча Элиаде, "йогическое борокко". Само слово "энергия", "энергетика" в т.н. эзотерических кругах повсеместно применяется и является весьма спекулятивным, им обозначают всё, что угодно, любые ощущения, глюки и пр. В классической же йоге процесс идёт (в оптимале) без ощущений, т.е. она по сути "англюкова" :) Интересно, что Кувалаянанда (в своих работах) настаивает на том, что слово "прана" переводится только как "дыхание" и ни к какой космической энергии и к энергии вообще не имеет никакого отношения. Далее в классике мы "действуем не действуя", т.е. создаём условия, для того, чтобы процесс пошёл в нужном направлении, без прямого волевого вмешательства, без подчинения, без насилия (ахимса), причём поставленная задача достигается спонтанно. Волевое (сиречь силовое) же решение всегда ограничено и потакает эгоистическим желаниям, что противоречит йогическому мэйн стриму: растождествлению с мыслями, осознаванию себя как нечто большее, чем желания, стремления, страсти и т.д. : "Пуруша, если подвести итог нашему рассмотрению, – самосознание, выявляющее себя из потока психической жизни по мере повышения степеней ясности сознания. Это способность рефлексии на собственные психические процессы, не редуцируемая ни к чему иному, способность отделять себя от своей психики, и, наконец, способность человека выступать господином своего сознания." Е.П. Островская, В.И. Рудой ("Йога-сутры" реконструкция системы)

"А коленные чашечки не надо подтягивать? я когда учил эти позы по Айенгару - подтягивал, сейчас необходимость в этом как-то отпала сама собой, стою полностью расслабившись, но не с подсогнутыми, а прямыми расслабленными ногами. Это правильно?"

Да, правильно, Алексей! Как пишут сутры "...асана достигается при прекращении усилия", и, если Вы не чувствуете напряжения (усилия), то на данный момент асана реализована оптимально, она совершенна! Подсгибать ноги могут те из занимающихся, у кого очень закрепощена задняя поверхность бедра, у ССС. к примеру, в трёхтомнике есть фраза об этом нюансе: "...Во время этого движения (вход в асану, наклон вправо; прим.А.В.) можно немного согнуть правую ногу."; и в книге: "Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха" того же ССС такая фраза: "...Наклоните тело вправо, слегка сгибая колено". Как известно, Сатьянанда был велик тем, что использовал многие практики на основе расслабления и этим был близок к классическому подходу.

"Одно из главных условий качественной практики - не есть перед ее началом несколько часов. Но, вот, допустим, у меня в какой-то из дней не оказалось такой возможности (на работе замотался или еще что-то), поел (не очень плотно), а тут следующий час свободен и другой возможности позаниматься сег уже не будет. есть ли позы, которые можно делать после еды (повторюсь, легкой)? И можно ли шавасану после еды делать?"

По поводу паузы между приёмом пищи и практикой йоги (выполнением асан), то конечно нужно учитывать объём съеденного и то, насколько эта пища быстро усваивается, но в любом случае перерыв хотя бы в 45 минут после крайне лёгкой пищи (стакан молока или сока, или яблоко, банан) очень желателен!

 

"Андрей Владимирович, здравствуйте!
При соблюдении условия правильного выполнения асан, то есть пребывания в удобной и неподвижной форме, ощущения в теле в оптимальном случае должны отсутствовать (за исключением напряжения мышц, участвующих в поддержании асаны).
Если я понимаю правильно, то асана должна быть в той или иной степени "рабочей", когда присутствуют определенные "натяжения", делающей ее как бы "рабочей", а не пассивной. Если полностью убрать все напряженности, то сама асана станет как бы "пассивной". Вообще я надеюсь, что я корректно называю состояния. В качестве примера можно привести Вакрасану, именно в этой асане я отследила разницу. До краткого замечания инструктора я просто условно "пассивно" скручивалась. После замечания я добавила акцент, когда в конечном состоянии легким усилием таз скручивается в одну сторону, а плечи - в противоположную.
Скажите, как вы относитесь к таким акцентам? Как найти разницу (если вообще), когда "пассивная" асана превращается в "активную". И вообще, нужно ли это?"

Здравствуйте, Sana!
Мы на занятиях довольно часто обсуждаем похожие вопросы!...
Да, это типичная ошибка начинающих, особенно со спортивным прошлым, считать, что если асана (нагрузка в ней) не ощущается, не чувствуется, то нет полезной работы. Как правило, новичок старается подкрутить, углубить асану так, чтобы в восприятии появились ощущения – признак, как он считает, правильной, «рабочей» асаны. Тем самым, он давит на форму асаны, внося лишний элемент старания. Как следствие, со временем будет накапливаться перегрузка по телу со всеми вытекающими, и продолжать поддерживаться стереотип выполнения (работы) асан с усилием! При этом не меняется главного – привычного течения процесса (в данном случае выполнения с усилием), не возникает предпосылок для глубинного изменения практикующего. Про медитативную компоненту, которая является ключевой в классической йоге, и без которой выполнение асан превращается в банальную физкультуру, пусть и экзотическую, можно в таком случае забыть! И ещё отличие полезной работы в йоге от спорта это то, что в йоге не через ощущения достигается «полезность асаны», а через время выдержки. Если асана удобна, и тело в ней максимально расслаблено, то и время выдержки будет длительным, воздействие на тело мягким, но глубоким, и при этом будет возникать чвн.
В практике асан тело может выступать в качестве опоры сосредоточения сознания, т.е. сознание будет уподобляться телу, его состоянию, окрашиваться теми же характеристиками. Если в теле будут явные ощущения, то и сознание не будет успокоенным, т.е. не получится реализовать йогу, состояние чвн. Не даром Патанджали описывал саму асану и её реализацию таким образом, чтобы можно было выполнить в ней все последующие компоненты т.н. «внутренней йоги», а именно: концентрацию, созерцание сосредоточение. Если в теле останется явное усилие, то оно будет просто мешать дальнейшему продвижению, сворачиванию сознания «вовнутрь».
Резюмируем: в классической йоге все асаны пассивны и медитативны, выполняются безыскусно, естественно, как получится!!! Никаких акцентов и «докруток» делать не надо; что касается конкретно Вакрасаны, то просто выбрать свободный ход тела, скрутив корпус и голову вправо или влево (при этом "задействуются" все отделы позвоночника: поясничный, грудной и шейный, но без явных ощущений) и далее приступить к выполнению расслабления (снятию усилия в асане). По ходу релаксации в теле может появиться, что называется, «свободный люфт», который можно будет выбрать, но это не будет вызывать ни каких-либо заметных усилий и ощущений.

"У меня вначале были щелчки по внешней стороне бедра в районе тазобедренного сустава, и после там же был характерный щелчок. Дискомфорт ощущается при переносе ноги через ногу и то только в специфических положениях. И соответственно, есть боль и щелчки при вращении ноги во внутреннем направлении. Видимо, растянулось что-то, что проходит с наружной стороны от тазобедренного сочленения. То ли мышца, то ли связка, то ли сухожилие.
Я исключила почти все стоячие асаны, включая Вирабхадрасану. Наверное, напрасно, в ней у меня не было вообще никаких ощущений и я выполняла ее постоянно с целью укрепления мышц и суставов ног. Оставила Уткатасану. Сегодня по-тихоньку делала Вирабхдрасану и ухудшения нет. Может, можно ее практиковать? Я, из-за страха и паники убрала все, что прямо либо косвенно воздействует на травмированную область, и догадываюсь, что паника в таких случаях - далеко не лучший советчик. Мой комплекс на сегодняшний день включает Уткатасану, Прасарита Падоттанасану, упрощенную Уштрасану, Сету бандхасану, Маричиасану, Чатуранга дандасану, Ардха Бхуджангасану, Шалабхасану, Дханурасану, Сарвангасану, Халасану.
Из брюшных техник я делаю уддияна бандху, и ежедневно практикую нидру.
Может быть, Вы сможете что-то подкорректировать? Мне не у кого спросить, а инструктор, у которого я занимаюсь, не имеет опыта в йогатерапии и с травмами дела не имел. Вот и набиваю досадные шишки, даже будучи излишне осторожной..
И еще вопрос. Выполняя некоторые из асан (поскольку с одной стороны имеется травмированная область) я, даже при косвенном воздействии (например, в Шалабхасане или в Ардха Бхуджангасане) ощущаю с травмированной стороны ягодичные или бедренные мышцы. Эти ощущения допустимы или надо все же избегать и их?"

Sana, если абстрагироваться от частного, то можно использовать некий проверенный принцип, который звучит примерно так: "Не трогать травмированную область по времени в 2 раза длительнее, чем длится сама травма." Т.е. если болит 1 неделю, то надо не воздействовать на сустав, оставить в покое на 2 недели. Был ли такой этап в Вашей практике? После этого можно очень аккуратно, с учётом прошлого опыта, в малых амплитудах и очень внимательно, шаг за шагом постепенно вводить асаны с лёгкой нагрузкой на область и наблюдать, как будет меняться состояние.
Что касается Вашего комплекса, то мне не известно, по каким соображениям он составлен именно так... Если позволите, то пару комментариев к нему:
1. Мне видится, что в прогибах лучше использовать принцип "от простого к сложному" и принцип "блочности". В Вашем комплексе прогибы назад почему-то начинаются не с самых простых асан..... Почему бы ни использовать примерный комплекс прогибов из ЙИК? чередуя, скажем, между собой асаны на гибкость с силовыми? Например: Макарасана, Сарпасана1, Ардха Бхуджангасана, Сарпасана2 и т.п.... И делать эти асана на спину подряд, "не разбавляя" ничем иным, а после выполнить т.н. "компенсаторные" - Шашанкасану (длительную) и т.п.
2. Далее, Если у Вас есть асаны на укрепление задней стороны туловища, т.е. спины, то, соответственно, для уравновешивания нагрузки нужны асаны для укрепления передней поверхности, т.е. на пресс, а в комплексе их нет....
3. После "перевёрнутых асан" желательно сделать либо Матсиасану иди Макарасану (там, где руки ставятся на локти, а подбородок на ладони), а, затем, скручивания, например в Джатхара Паривартанасане.
"И еще вопрос. Выполняя некоторые из асан (поскольку с одной стороны имеется травмированная область) я, даже при косвенном воздействии (например, в Шалабхасане или в Ардха Бхуджангасане) ощущаю с травмированной стороны ягодичные или бедренные мышцы. Эти ощущения допустимы или надо все же избегать и их?"
Попробуйте несколько уменьшить амплитуду так, чтобы по мере выдержки и расслабления в асане ощущения имели тенденцию "таять" и вообще уходить из области восприятия.

Вопросы по йога-нидре и шавасане:

"Андрей, у меня вопрос по поводу шавасаны (или нидры). У некоторых людей в этом состоянии начинаются всякие там бурные реакции, вроде, - сброс негатива и проч. У меня же - полная тишина. То есть, бывает, не удается расслабиться - тогда сознание сохраняется обычное, голос читающего отчетливо воспринимается от начала до конца, бывает - уплываю на грань сна и бодрствования, но, опять, же ничего неожиданного, просто тишина. Указывает ли отсутствие всяческого "сброса" на неправильное выполнение? Потому как уверен, подсознание всякой ерундой точно забито."

Алексей, в практике йога-нидры, впрочем, как и в шавасане, есть очень хорошее правило: как йога-нидра идёт, так и правильно! Наша задача проста и непритязательна: создать условия для регенерации психосоматики и далее не мешать процессу, "отойти в сторону", стать бесстрастным, отрешённым наблюдателем. В Вашем случае ещё просто не пришло время для этих процессов (сбросов), и они могут также идти очень по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей: у кого-то крайне интенсивно и явно, да так, что приходится дозировать уровень расслабления, у кого-то в более мягкой и спокойной форме.
Если же во время йога-нидры голос "диктора" отчётливо воспринимается от начала до конца, то, вполне возможно, что предшествующая практика асан (если таковая была), так напитала систему релаксом, что дополнительное длительное расслабление уже не требуется и можно ограничится просто 5-ти минутной заключительной шавасаной. Если практики асан перед нидрой не было, то, скорее всего, Вы просто не успели как следует расслабиться за это время. В таком случае очень желательно перед нидрой выполнить комплекс асан.

"Я пробовал расслабляться в шавасане. Ощущения такие же. Ощущения появляются тогда, когда мне удается хорошо расслабиться, хоть с аудиозаписью, хоть без нее. Причем, чем глубже расслабление, тем более.. тонкие, если так можно выразиться, зажатости проявляются в теле. Например, зажатость в горле, ногах или плечах я могу обнаружить даже сейчас, в полном бодрствовании, достаточно просто обратить внимание на те места и вот я уже ощущаю напряжение. Но не такое сильное, как если бы я был расслаблен. Чем глубже расслабляюсь, тем сильнее боль, тем труднее мне ее вынести. Жар в бодрствующем состоянии не ощущаю, только при очень сильном расслаблении (минут через 15-20 после начала практики)."

В том то и дело, misleforma, что такая бурная реакция на расслабление выходит за некие рамки нормы… с чего вдруг такая бурная реакция на расслабление? Быть может, Вы по жизни эмоционально перегреты, и Вам на данном этапе нужна более практика асан, нежели длинная и глубокая нидра, быть может, на данном этапе в связи с вашим состоянием йога-нидра может вообще быть противопоказана! Я не вижу полной картины, понимаете? Отсюда и масса вопросов, которые задаются при личной встрече, и проясняется ситуация. Причём, это по вполне определённым причинам должна быть ОЧНАЯ встреча! Надеюсь, тоже ясно почему. Это, во-первых.
Во-вторых, йога-нидра является медитативной практикой и, как и любая медитативная практика, она проходит в полной физической неподвижности (за исключением спонтанных движений-подёргиваний конечностей, что может служить признаком сброса напряжений). Диктор же внятно говорит об этом, так и следуйте его инструкциям! Но, если лежать невмоготу, то см. п.№1.
В-третьих, прежде чем делать йога-нидру, необходимо ознакомиться с ТБ (техникой безопасности) медитативных практик. «Не бояться и не реагировать»!!! Что бы ни возникло в восприятии (образ, мысль, эмоция и пр.), не реагировать и не пугаться! Впрочем, этот нюанс уже обсуждался: "http://www.classicyoga.spb.ru/phpBB3/viewtopic.php?f=2&t=3"
И в-четвёртых, вполне возможно, что надо просто дозировать уровень расслабления, и стравливать напряжения постепенно, со временем ситуация будет меняться и можно будет расслабляться «по полной». Но повторюсь, это лишь лёгкие наброски, что и как на самом деле за монитором не разглядеть!

"Андрей, здравствуйте,
А вот такой у меня вопрос: как поступать, если по какой-то причине человека
"выдергивают" из нидры? Сосед, например, проснулся и вспомнил, что у него есть перфоратор,
или звонок в дверь, да мало ли еще чего может быть. Понятно, что такое случается довольно редко
(телефон обычно выключен, окна-двери закрыты и т.д.), но тем не менее.
Насколько это негативно сказывается на всем процессе?
Какой алгоритм действий?
- завершать нидру
- сделать что требуется и вернуться к выполнению с самого начала
- поступить как-то иначе"

Здравствуйте, Иван!
Конечно же резкое выдёргивание из состояния глубокого погружения крайне нежелательно. В этом случае нарушается ритм процесса расслабления, изменяется ритм сердца и других систем, происходит резкая смена активности всей психосоматики (из глубокого торможения в активность).
Понятно, что по возможности надо стараться обеспечить в течении всего занятия или всей йога-нидры тишину, но если всё-таки такой момент произошёл, то моё мнение таково, что надо дослушать прерванную нидру до конца (чтобы произошёл некий "гештельт", ощущение завершённости процесса). Исключение может составить только случай, когда Вас прервали уже в конце нидры, минуты за 2-3 до конца практики. Тогда можно завершить как есть. Если Вас прервали и Вам пришлось встать и, к примеру, открыть входную дверь, то по возвращению к практике, быть может, стОит начать нидру сначала (если вы чувствуете, что несколько активизировались), если же просто резкий звук "выбил" из погружения, то можно спокойно продолжить практику и довести её до конца.

"Добрый день!У меня к Вам ВАЖНЫЙ вопрос.Помогите,пожалуйста,разобраться...Не могу расслабиться и заниматься практиками внушения,методом сильва и т.п. Суть в том,что - когда человек выходит на спокойное состояние сознания (альфа,тета,дельта уровни мозга) и скажет себе в этот момент что-то,то это отпечатывается у него в мозгу,внушается и он начинает себя вести в соответствии с внушенным убеждением.Почему не могу позволить себе расслабиться и проявлятся негативным мыслям и чувствам,которые сами выходят? Возникает страх,что когда я выйду на альфа уровень сознания (т.е. уровень при котором любое слово внушается,любая аффирмация),то в этот момент у меня проскочет негативная мысль ,,трус,драка,неудача" и она внушиться мне,следовательно я буду себя так вести.Но я не хочу так себя вести.Скажите, как эффективно заниматься практикой и убрать страх,что мне в самый внушаемый момент внушиться что-то негативное?С одной стороны нужно смотреть на страхи и тогда они не будут на тебя влиять (разряжаются со временем),с другой существуют ЗАКОНЫ психики при которых любые решения на определенном уровне сознания внушаются...
чтобы практиковать-нужно смотреть на страхи.Но нельзя смотреть,т.к. это внушиться... бред....прикол в том,что несколько раз происходило то чего не хотел...что можешь порекомендовать?
Иногда в жизни (не в практике) возникает просто мысль и начинаю навязчиво думать о ней.Как убрать этот механизм?
Итак,вопрос: как эффективно заниматься практикой (и в жизни думать) и убрать страх,что мне в самый внушаемый момент внушиться что-то негативное?Благодарю!"

Добрый день!
Я не знаю, какими практиками внушения Вы занимаетесь и, главное, КАК это делаете, но со своей стороны могу порекомендовать практику йога-нидры (Вы можете скачать её у нас на сайте на главной странице в разделе "Методические руководства по практики" далее "Йога-нидра в MP3" - http://www.classicyoga.spb.ru/ там же есть статья по йога нидре и шавасане, на форуме отдельная ветка по йога-нидре: http://www.classicyoga.spb.ru/phpBB3/viewtopic.php?f=2&t=3, посмотрите эти материалы.
Далее, что касается разного рода мыслей в состоянии глубокого расслабления, то наша психика так устроена, что как только падает тонус бодрствующего сознания (при глубоком расслаблении), то из глубин бессознательного начинает "всплывать" бессознательный, вытесненный материал, он может нести эмоциональную окраску: страх, неуверенность и пр. Очень важно в таком состоянии отрешённо наблюдать всё, что появляется на экране восприятия (внутреннем, при закрытых глазах): мысли, образы, звуки и пр., никак с ними не "сцепляясь", не раскручивая логические цепочки, ничего не делая с образами, не говоря мысленно ничего "внутреннему голосу", если он появляется! Это очень важно, это - ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ при медитативных практиках! Только в таком случае будет происходить сброс напряжений и психика и система в целом восстанавливаться и набирать потенциал. В начальной стадии (первые 2-3 года) крайне не рекомендуется делать никакие внушения! Почему? - прочтёте в статье по нидре в комментариях.
Как этому научиться? Через практику асан и йога нидры погружаться целиком, что называется, без остатка, в процесс расслабления, из "думания" (мыслительной активности) уходить в "чувствования" (ощущения), менять содержание сознания на время занятий йогой, опустошать его посредством расслабления тела!
Успешной практики!

 

Вопросы новичков о начале занятий:

"Заниматься йогой я начал прошлой весной, но так как очень негибок,
решил не спешить с визитом в какую-либо школу йоги, тем более, что в том зале, где я много лет занимался
атлетической гимнастикой урок йоги был в расписании и посещать его можно было совершенно просто и легко.
Стал читать. И пробовать.
В итоге пришел к ежеутренним примерно часовым занятиям основным комплексом асан Шивананда йоги ( правда взят он из книги англосаксонских авторов ) , а по субботам и воскресеньям делаю комплексы из книги Виктора Бойко ( время в выходные побольше )
Занятия в зале тем не менее не бросил, хотя рассматриваю их только как гимнастику для улучшения растяжки.
Так вот - прочитал на вашем сайте примерный план занятий для новичков - ну и никак он не совпадает с теми
комплексами, которые предлагаются начинающим в "Искусстве Коммуникации" - у вас перевернутые асаны , например, предлагаются к освоению только на второй год занятий, а в комплексе Бойко для начинающих есть даже ширшасана ( для тех у кого получается.... )
То есть, если я наберусь храбрости и, со своей дубовой негибкостью, приду в вашу школу на занятия мне придется на год ( или больше ) отступить назад ? Забыть все чему, может быть и коряво, научился сам и начать все-все с нуля ?
Разрешите, пожалуйста противоречие между комплексом для начинающего в книге В.Бойко и тем, что вы предлагаете для начинающих на своих занятиях.
Еще раз прошу не казнить меня за длинное письмо, короче сформулировать не получилось.
"

Здравствуйте, Starling!
Попробую разрешить Ваши сомнения.
"Заниматься йогой я начал прошлой весной, но так как очень негибок,
решил не спешить с визитом в какую-либо школу йоги"

Это очень распространённое заблуждение, что в йоге без хорошей гибкости нечего делать.
Йога - это ЧВН или успокоение сознания, ментальный покой, тишина, "зеркальная гладь озера в безветренную погоду"- так образно можно представить состояние сознания в йоге. В таком состоянии покоя и выполняются асаны (в естественном для каждого конкретного индивидуума амплитудном диапазоне). Прирост гибкости в асанах - дело десятое, и, что самое интересное, телесные изменения происходят с той скоростью, которая оптимальна для системы в целом.
"Разрешите, пожалуйста противоречие между комплексом для начинающего в книге В.Бойко и тем, что вы предлагаете для начинающих на своих занятиях."
В книге ЙИК приведён некий усреднённый комплекс (точнее, 2 комплекса), и, с некоторым "запасом", даны противопоказания и определённый набор асан для тех, кто лишён возможности по тем или иным причинам контактировать в живую с преподавателем (инструктором). Тогда йога осваивается более по своему разумению, нежели по подсказкам со стороны более опытного в этом вопросе человека (даже с учётом того, что эта книга написана максимально подробно и по 100 раз "разжёвана" технология, техника, тб и пр.) В личном же общении могут проявиться такие нюансы, которые скорректируют (расширят или сузят) как количество и набор асан, так и саму технику и нагрузку. Так что приходите, а там видно будет, по интернету ничего обещать не могу.
"То есть, если я наберусь храбрости и, со своей дубовой негибкостью, приду в вашу школу на занятия мне придется на год ( или больше ) отступить назад ? Забыть все чему, может быть и коряво, научился сам и начать все-все с нуля ?"
Это второе заблуждение по поводу освоения йоги, что степень её освоения определяется сложностью асан (тогда мы гимнасты и факиры были супермастерами йоги :) ) Впрочем, вышеприведённый текст даёт ответ и на эту "заморочку". Сама идея продвижения куда-то и потом отступления назад не совсем (имхо) корректна, йога, скорее, учит возвращению к себе, к тому естественному состоянию, которое было в далёком детстве (беспричинное счастье от самого факта своего существования, бытия), но под напором стрессов, проблем и прочего было утеряно...

"Андрей Владимирович, здравствуйте!
Спасибо за вдохновляющий пример :) ! Он не может не мотивировать.
Наверное, имеет не последнее значение и то, в каком возрасте человек приходит к занятиям йогой? Ведь в молодом организме процессы регенирации протекают быстрее, верно?
Бывали ли в Вашей практике случаи, когда ожидаемые перемены у практикующего так и не наступили?
А какие самые неожиданные результаты трансформации?
Мне порой бывает очень досадно, что к йоге я пришла только в 41 год...
"

Здравствуйте, Sana!
Конечно, у молодого организма восстановление идёт быстрее, но в приведённом выше примере Ольге М. уже было за сорок на момент начала занятий, так что резервы организма, поистине, огромны! Да и потом, для настоящей женщины 40… 50 лет не возраст!!! ))
Наверно, вопрос слишком общий… Что значит «перемены»? Например, вследствие занятий йогой, человек прекратил полностью употреблять алкоголь… является ли это «ожидаемой переменой»? Очевидно, что переменой – да, является! Насколько он этого хотел, ожидал? )) Не всегда… бывает, что тяга к спиртному пропадает не в результате (вернее, не только в результате убеждений о пагубном влиянии «зелёного змея»), а вследствие настройки, очищения организма практикой, и этот «яд» просто перестаёт восприниматься, как говорят: «Не тянет!» Хотя, вроде бы, здоровье может и не напрягать пока (до поры до времени).
Да были случаи, когда ожидаемые перемены не наступали.
1. Когда «ожидаемые» изменения противоречили необходимым системным изменениям, т.е. когда есть конфликт между тем, что «я хочу» и тем, что необходимо системе в целом.
2. Когда нет «чистоты намерения». Вроде бы и практика выполняется систематически, но состояние меняется не очень устойчиво, то лучше, то хуже… Отсутствует вера в метод… Практикующий позволяет себе в перерывах между практикой лишнего, например, употребляет алкоголь, тем самым, полностью нивелирует оздоровительный эффект от занятий! Бывает так, что разрушительное воздействие предшествующего образа жизни настолько велико, что требуется очень длительные временнЫе периоды для восстановления, получения устойчивого хорошего самочувствия. А у человека элементарно не хватает терпения и упорства продолжать практику… в результате, например, через год он бросает, так и не достигнув желаемого.
Неожиданные результаты трансформации… Пожалуй, тот пример с изменением размера ноги и увеличением массы тела при уменьшении его объёма в талии )) весьма необычен! Вот ещё пример. Один из моих учеников до йоги занимался тяжёлой атлетикой и, естественно, не обладал особой гибкостью… Запрос изначальный был на «поправить спину» )) Конечно, систематическая практика йоги скорректировала его состояние (полностью не устранив проблему – грыжи – иногда спина «чувствуется»), и можно жить и радоваться жизни (в отличие от, например, его знакомого приятеля - борца, который, имея схожие проблемы, пошёл не на йогу, а ко врачам! В итоге его приятель сейчас ходит, хромая, с тростью после перенесённых операций на спину, а адепт йоги «бодр и свеж»!!! ) Параллельно с освоением расслабления стала расти и гибкость (сама собой, спонтанно)… И вот однажды, придя на занятие (а надо сказать, что стаж у него на этот момент был приличный, лет 8 практики, и в последние пару лет появлялся в группе не очень часто, раз в несколько месяцев), улыбаясь, взял ногу и спокойно медленно закинул на стенку вот в такое положение, как у меня на фото (только мне здесь на фото 30, а ему под полтинник!!!) Вес, конечно, тоже несколько скорректировался, но не очень существенно (насколько я помню…) Но это всё «семечки» по сравнению с тем, как меняется человек внутренне, вот уж где, поистине, волшебство и магия происходит! Меняется выражение лица, привычки, взгляд на жизнь, это проявляется и в общении, и в поведении…

" Андрей Владимирович, спасибо за ответ и мотивирующие примеры!
Когда у меня возникает шаткость в плане веры в себя, я открываю Ваш сайт и сайт Виктора Сергеевича, и поднимаю свою мотивацию. :)
Получается, так или иначе, но при регулярной корректной практике изменения все же неизбежны, верно? :)
Для меня самыми значимыми и ожидаемыми являются перемены в осознанности, в состоянии физического тела. Ведь даже имея неплохую генетику и придерживаясь здорового образа жизни, естественные процессы все же в теле происходят. И хочется найти себя адаптированной к ним, а не борящейся с ветряными мельницами. Так же, как и изменения ментального плана. Я понимаю, что невозможно говорить о каких либо даже мало мальских изменениях, если нет четко выстроенной системы, а вместо нее совершаются разовые акции... В результате посещения мануального терапевта и последовавшей за этим травмой (хотя я почти восстановилась после предыдущей), я была вынуждена сделать месячный перерыв в практике. И должна отметить, что даже не смотря на то, что я новичок, практикующий немногим больше года, и практика у меня выстраивается тернистым путем, мне ее очень не хватало. Даже тогда, когда была травма и досада, не было желания оставить... Вообще, я, наверное, слишком глубоко увлеклась йогой. :) Классической. Хотя до этого была практика с инструктором, занятия пранаямой, практика полного йоговского дыхания. Но для меня очень большое значение имеет Личность Мастера. Поэтому с прежними попытками продолжения не получилось.
Когда отсутствует вера в метод, вернее, имеет место быть ее непостоянство, самой лучшей поддержкой будет присутствие рядом Мастера, владеющего традицией. И я искренне завидую Вашим ученикам :) Но это так, лирика :) .И все же вернусь к теме. Из Вашего опыта работы с учениками, есть ли средний срок практики, когда можно отследить происходящие изменения? Виктор Сергеевич как-то упоминал срок в год-два для освоения. Его ученики, занимающиеся у него в группах, часто говорят о более продолжительном сроке. Или это тот критерий, который невозможно спрогнозировать?
"

Да, Sana, всё примерно так…. Вы сами, отчасти, ответили на свой вопрос: примерно в среднем год-полтора-два, за это время, при условии систематической практики и сопутствующих факторов происходят очень существенные изменения! А дальше всё очень индивидуально… у кого-то, порой, 2 -3 года уходит на то, чтобы изменить некие паттерны в занятиях, уйти от «спортивного режима»… у кого-то только через полгода получается расслабление мимических мышц лица и т.п., человеческая палитра бесконечно разнообразна в чём-то и в чём-то не всегда прогнозируемая по срокам… Есть ещё такой момент, что само ожидание изменений очень препятствует наступлению этих самых изменений! :) Но, чувствуя Ваш искренний интерес к йоге, уверен в успешности ваших занятий, дорогу осилит идущий! 8-)

 

"Я очень хочу заниматься йогой, но страшно, потому что у меня проблемы с позвоночником(грыжи, нестабильность и прочее) - не навредить бы. Наклоны, перекруты, и многое другое я делать не могу.И я хочу у вас спросить: что буду делать я, в то время, когда другие будут делать упражнения не доступные мне?" 

Ответ:
Отличительной особенностью занятий в нашем направлении (классическая йога СПб) является индивидуальный подход! Я с каждым учеником разбираюсь отдельно, на основании той информации, которую получаю, общаясь на занятии. К слову сказать, с теми проблемами, что Вы перечислили, йога справляется при условии грамотного подхода. 

Далее, одно и то же вещество в больших дозах - яд, в малых - лекарство! Всё дело в дозировке! Вот именно с этим мы и разбираемся, выстраивая индивидуальный комплекс каждому, график занятий, ЧТО и КАК надо делать, чтобы вектор изменений шёл в положительную сторону, состояние улучшалось, а не ухудшалось.

Что касается Вашего вопроса, то отвечаю: Вы будете делать те асаны и ТАК, как будет именно Вам доступно без болевых воздействий! Т.е. мы будем в индивидуальном порядке подбирать под Ваши возможности на текущий момент Время выдержки асаны и ГЛУБИНУ асаны! Бывает, что на занятия приходят люди с т.н. "стеклянной" спиной, - это когда больно даже чуть-чуть прогнуться назад, наклониться вперёд или скрутиться... В этих случаях занятия проходит в абсолютно минимальных амплитудах, находясь в зоне комфортных воздействий. Далее, по мере увеличения полезной работы и воздействия на материю, амплитуда в асанах начинает постепенно спонтанно расти, как правило, коррелируя с явным улучшением самочувствия! 
В общем, в двух словах попытался Вам ответить... Если есть ещё вопросы- пишите, либо приходите на занятие, там будем непосредственно смотреть и разбираться.

 

Вопросы о терапевтическом аспекте йоги:

"Давеча озадачился одним вопросом и, поскольку вижу, что на форуме он не обсуждался, решил выставить. Итак, хотел бы ещё раз поговорить об оздоровительном аспекте йоги.
В одном из интервью Виктор Бойко говорит, что йога в состоянии справиться с отдельными заболеваниями, которые «не берёт» ортодоксальная медицина. И там же он уточняет, что есть заболевания, которые йога не лечит полностью, а лишь предотвращает побочные явления, в частности, ВИЧ, Гепатит С и диабет. И вот вопрос – если йога восстанавливает организм, то:
- почему она восстанавливает его только до некоего предела, а не лечит, к примеру, тот же диабет (особенно если «болячка» была приобретена в зрелом возрасте, а не с рождения)?
- где этот предел восстановления, чем он определяется? Или его всё-таки не существует?
И здесь же, в продолжение темы, вопрос более масштабный – от каких недугов умирают йоги? В интернете, например, сказано, что небезызвестный Айенгар скончался от сердечной и почечной недостаточности, что вызывает некоторый скепсис относительно «правильности» его методов преподавания. В моём понимании йог – это человек, состояние которого как физическое, так и психическое не позволяет ему, с одной стороны, подцепить какую-нибудь бациллу на ровном месте, а с другой – просто устать от жизни, потерять к ней интерес. И даже если предположить, что человек умирает «от старости», то всё равно остаётся очевидным, что любая смерть должна быть обусловлена каким-то сбоем в организме – тромб, рак, свинка с осложнениями и т.д. (исключение составляет разве что Дункан Маклауд из клана Маклаудов), но у практикующего йогу этого букета заболеваний быть не должно, т.к. в ходе ежедневных практик организм постоянно очищается и восстанавливается.
"

Многие процессы во вселенной носят характер необратимости. До какого предела сработает практика йоги – всегда вопрос открытый и мультифакторный. Те болезни, которые Вы упомянули, Михаил, видимо, набирают определённый потенциал в организме и полностью «отмотать назад» ситуацию невозможно, она уходит за «грань невозвращения». Но вот приостановить или же полностью остановить дальнейший процесс развития болезни и стабилизировать состояние так, чтобы человек смог жить и радоваться жизни, на это йога в традиционном варианте (имеющая в своей основе глубокое расслабление, и, как следствие, сверх восстановление) способна и успешно справляется. Но повторюсь, этот вопрос мультифакторный и каждый отдельный случай требует отдельного анализа и индивидуальное решение.
Что касается йогов, то спешу Вас удивить: йоги не умирают, они просто уходят.... :) Естественно, человек, занимающийся йогой, не перестаёт быть человеком со всеми вытекающими.... Но практика даёт слишком многое, чтобы ставить его в один ряд с теми, кто ничем не занимается. Это и отличное здоровье, прекрасное настроение, самочувствие, иное вИдение многих жизненных вопросов и пр. Также необходимо учитывать те условия жизни, в которых все мы существуем; это, прежде всего, экология, социальные условия и пр. Также на одном из первых мест в вопросе продолжительности жизни стоит генетика. Т.е. если взять и сложить все факторы вместе, то получится у каждого свой неповторимый и индивидуальный рисунок.... Конечно йога приостанавливает, «консервирует» процессы энтропии в организме, но, всё равно, возраст берёт своё... и стать «кощеем бессмертным» - скорее утопия... Современные учёные говорят, что примерно 120 лет жизни есть у каждого в потенциале, но насколько можно весь это потенциал реализовать в каждом конкретном случае – это вопрос....
Что касается Айенгара, то не будем забывать, что умер он на 96ом году жизни! По-моему, очень неплохой результат! Да, он ломался, травмировался, перегружался и пр, йога в его интерпретации не несла в своей основе расслабление.... Но что его отличало и, видимо держало «на плаву», то это предельная регулярность и систематичность занятий! (даже когда врачи настрого запрещали заниматься асанами) Но вынести такие воздействия на тело не каждый может, и, в данном случае, мы имеем дело фактически с некой уникальностью, неповторимостью... Также не будем забывать, что одно дело – это его личная жизнь, с которой он по праву может, как и любой другой, делать то, что хочет... А другое дело – жизнь и здоровье тех людей, которые приходили к нему за помощью... И здесь, конечно, много вопросов! С тем же Ван Куттеном, которому Айенгар, в стремлении сделать более глубокий прогиб, просто сломал спину!!!
Мне видится, что у людей, практикующих йогу в классическом режиме, и продолжительность и качество жизни несоизмеримо выше, чем у тех, кто не практикует эту дисциплину тела и сознания!

Вопросы по пранаяме:

1. Сколько циклов вдох выдох делать? Для начинающих. 15- это нормально? Вдох 7 сек, выдох - 12 ?
2. Вопрос который хотел и забыл задать на семинаре - Вы показали именно Уджайи пранаяму, а не полное дыхание, которое рекомендует для начинающих Бойко.
На это есть причины?

1. Количество циклов может варьироваться: 15, 20, 25 - примерно в этих объёмах; практикующий должен изменить параметры дыхательного рисунка по сравнению с обычным дыханием и, что называется, «вдышаться». Соотношение длительности вдоха и выдоха на начальном этапе подбирается индивидуально и основным критерием выступает ощущение «комфорта дыхания». Приведённые Вами цифры длительности вдоха-выдоха вполне допустимы.
2. В общем-то, техники Уджайи и ПД в чём-то схожи, но, на мой взгляд, Уджайи
а) проще в техническом исполнении
б) выполняется сидя, что готовит неплохую почву для дальнейших медитативных практик, которые требуют длительного пребывания в сидячем положении с прямой спиной
в) частичное перекрывание голосовой щели и, как следствие, шипящий звук на вдохе-выдохе вызывает эффект общего расслабления и погружает в медитативное состояние.

"Вопросы о частоте занятий пранаямой и состоянии сознания в этой практике..."

1. Заниматься пранаямой (в данном случае Уджайи) лучше не чаще 1 раза в день, а иногда и через день (по самочувствию). В какие-то дни может пранаяма и вовсе, что называется, "не пойти", тогда и не надо упорствовать. Взять циклов 15-20 или 25 за один подход и выполнять, соблюдая ТБ. (если взять 7 циклов, то за это время вряд ли получится "вдышаться", почувствовать некоторые нюансы и пр.) Когда альтернативный паттерн дыхания более-менее будет освоен (через несколько месяцев систематической практики), то постепенно можно увеличивать кол-во циклов, например до 30 - 40, соответственно, будет расти и время практики в целом. Спонтанно будет увеличиваться и время самого цикла (вдоха-выдоха).
2. ЧВН - это не некая "отключка", бессознательное или полубессознательное :) состояние. ЧВН - это следствие сосредоточения. Безмолвие в голове возникает при "погружении" сознания в объект сосредоточения или "окрашивании сознания объектом сосредоточения". (т.е. фраза "отключение, обесточивание работы мозга" в этом случае не тождественна "отключенному состоянию сознания"!) Поэтому, когда происходит погружение в практику, скажем в процесс дыхания, то сознание, устойчиво удерживаемое на дыхании, становится однонаправленным.
Конечно, новая практика требует некой адаптации, на это надо время, это обычная "рабочая ситуация".
А то, что самочувствие было, есть и будет одним из основных критериев верного освоения йоги - сомнению не подлежит! Значит, у Вас практика идёт в верном направлении, так держать! :)

"С ноября практикую Уджайя пранаяму, в среднем 2 дня из 3-х, так получается, все время перед сном.
Сейчас и длительность и тональность и вдоха и выдоха могу регулировать в довольно широких пределах, не теряя комфорта.
На днях засек для проверки сколько времени по факту жизни длится цикл сейчас - в среднем так: вдох - 10 сек, выдох - 18 сек. Было 7-14. Это нормально для 2-х месяцев практики?
Делаю, как и начинал, по 15 циклов.
Могу увеличить длительности не напрягаясь до 12-22, например. Нужно ли это?
Могу дышать с шипением, могу чуть ли не со свистом. К чему вообще стремиться? На что обращать внимание, выполняя пранаяму? Какие критерии, что процесс (в смысле развитие) идет правильно?"

Добрый день, Владимир!
У Вас есть отличный ориентир, по которому можно чётко отслеживать правильность практики пранаямы - это последующий отход ко сну. Если пранаяма идёт правильно, длительность дыхательного цикла комфортная и, в процессе пранаямы, не накапливаются напряжения (которые могут не всегда явно аккумулироваться по ряду причин), то процесс засыпания после практики достаточно быстрый, лёгкий, и, как следствие, утром состояние "свежее", нет ощущения недосыпа (если, конечно, сну уделяется достаточное кол-во времени). И, наоборот, если пранаяма "пережимается", делается с усилием, дыхательный цикл искусственно растягивается в несвойственные системе диапазоны, то с засыпанием после такой практики будут проблемы!
Что касается звука, то можно послушать звук... посапывания ребёнка во время сна (скорее, именно такое сравнение наиболее уместно).... примерно такой же тональности и в уджайи должен быть....
"На днях засек для проверки сколько времени по факту жизни длится цикл сейчас - в среднем так: вдох - 10 сек, выдох - 18 сек. Было 7-14. Это нормально для 2-х месяцев практики?"
Да, при условии, что сохраняется комфорт, Вы в процессе расслабляетесь (телом и сознанием, которое приобретает качество однонаправленности), в процессе всего периода практики пранаямы (в течение всех 15 циклов) не хочется ни до вдохнуть, ни до выдохнуть, на протяжении всей практики длительность каждого цикла вдоха дыхания примерно одинаковая, пропорция также не меняется, процесс с какого-то времени автоматизируется ("телу дышится") и пр.
Увеличение длительности вдоха и выдоха происходит спонтанно, как правило, затягивается выдох, что через некоторое время практики ведёт к увеличению длительности вдоха и т.д., как в практики асан посредством всё более и более глубокого расслабления спонтанно увеличивается гибкость, этот параметр меняется сам по себе без специального личного хотения практикующего. В Вашем случае, если граница выдоха сдвигается до 20 или 22 и вдох до 12, без потери всего того, что сказано выше, то пробуйте и внимательно смотрите на состояние и самочувствие. Лучше не спешить! Организм должен успевать адаптироваться к новому дыхательному паттерну!
Успешной пранаямы и практики в целом!

"Практикую уджайя уже примерно год или больше.
Нерегулярно, то раз в неделю, то через день. То нет настроения, то чувствую, что не пойдет. Так получается, потому что наверное всерьез приступать к такой пранаяме было рано, сейчас уже почти "созрел". И думаю заняться плотно.
Хочу спросить как следует влиять на длительность цикла? С одной стороны можно дышать относительно быстро и свободно, тогда цикл 30 секунд, может спонтанно нарастет со временем? Либо нужно все время стараться делать его как можно дольше - тогда 60 секунд и в принципе можно так дышать долго, но это все время на пределе.
Как правильно? Тренироваться всегда максимальным весом или обычными гантелями?"

Нет, Владимир, с максимальным не надо, если только Вы не собираетесь на Чемпионат Мира по пранаяме! :)
Опыт, приобретённый в практике асан, можно с успехом экстраполировать на практику пранаямы. Когда мы выполняем асаны, основное условие для формы таково, чтобы нагрузка была минимально представлена в сознании, а в идеале, чтобы форма вообще не чувствовалась. Тишина (пустота) в теле (нет ощущений) - тишина (пустота) в сознании (нет мыслей, чвн). Всё то же самое с пранаямой. Нагрузка, в данном случае от дыхательного паттерна, его глубины, должна быть как можно меньше представлена (чувствоваться) в сознании. Поэтому, глубина вдоха-выдоха в пранаяме никогда не предельны, это всегда работа в зоне комфорта, как в практике асан. Сознание полностью переключается на дыхание. Чем меньше будет усилий, тем правильней будет состояние. Медленное, мягкое, тихое дыхание - такими же характеристиками и будет наделяться ("окрашиваться") сознание, направленное на дыхание. Предполагать, что, чем более будет растянутое дыхание, тем более будет прогресс в пранаяме, это всё равно, что в практике асан выдвигать лозунг "чем более растянут, тем более продвинутый йог"! :) Глубина дыхания в пранаяме (в комфортных значениях) и глубина асан (также в зоне комфорта) очень индивидуальны, и у каждого есть свой личный предел. Систематическое выполнение пранаямы в средних (комфортных) величинах, будет вести к постепенному нарастанию длительности вдоха-выдоха, не нарушая при этом общего состояния успокоения сознания.

Вопросы о высших аспектах йоги, состоянии сознания во время практики:

"Здравствуйте, Андрей. "Основным документом", регламентирующим условия для правильной практики йоги,являются "...сутры" Патанджали. Патанджали в сутрах не описал ни одной асаны, ни одной КОНКРЕТНОЙ асаны. И под асаной понимается, если конечно правильно переведен этот термин,любая поза,но обязательно в состоянии ЧВН. Откуда такое неимоверное количество КОНКРЕТНЫХ асан, рекомендуемых в многочисленных, в том числе и авторитетных источниках? Кто впервые описал конретные асаны и зачем? Их не описал ДАЖЕ Патанджали. И ОСНОВНОЕ условие для правильной практики - это ЧВН - МОЛЧАНИЕ УМА.Как можно при "молчании ума",когда не должно быть вообще никаких мыслей, дать приказ телу занять ту или иную асану? Это уже не ЧВН. Тогда, йогу ли мы практикуем при специальном принятии тех или иных асан?.. Похоже на гимнастику. Как можно в состоянии ЧВН - молчании ума делать специально,внося в тело информацию извне, комплексы асан,да ещё специальные комплексы при определённых заболеваниях? И состояние ЧВН должно быть на протяжении всей практики, а не время от времени во время практики. Нельзя же с помощью приказа занять асану, а на пике формы войти в ЧВН и принять максимално возможную по амлитуде позу. В моём,очень субъективном понимании, есть некие несоответствия теоретическим выкладкам и рекомендуемой технологии практики йоги. То же касается и дыхательных практик. По всей видимости для них одно условие - ЧВН.Полное йоговское дыхание делается приказом для тела, что и как делать. Возможно ли это на фоне ЧВН? Рекомендуемое похоже не ребёфинг,гипервентиляция приказом извне. Правильно ли прокомментирована технология йоги? Не идут ли движения, позы,асаны и дыхательные движения "автоматически", спонтанно на фоне ЧВН? Может быть тело,наш организм "сам знает", какие движения и позы принять, какие дыхательные движения сделать, чтобы освободиться от накопленного, не компенсированного стресс - опыта,зафиксированного в виде многочисленных напряжений тканей в нашем организме? В остеопатии есть термин: "только тело знает всё".Какой бы не был"умный" остеопат, только приложив руки к пациенту в определённом состоянии сознания, ну очень похоже по описаниям на ЧВН,можно понять ,какие нужны движения для освобождения тела от напряжения тканей.Может быть ЧВН - молчание ума и есть тот фон, на котором нужно "слушать" тело, а оно само знает "что и как"?
В остеопатии описан первичный дыхательный механизм.Когда функция этого механизма проявлена максимально, максимально и проявлено здоровье у человека.Он практически не болеет.Может быть с помощью йоги мы улучшаем функцию этого механизма? Такое впечатление, что механизм оздоровления в остеопатии и йоге один и тот же.Только в йоге мы "это" делаем с "собой", а в остеопатии с "другим".
Заранее благодарен.Пожалуйста Ваши комментарии. С уважением, Игорь.
"

Здравствуйте, Игорь!
Во-первых, хотелось бы уточнить один важный момент, что йога формировалась и развивалась эмпирическим, опытным путём и, более того, она к этому опыту и сводится. Т.е. понять некоторые положения в сутрах возможно только посредством практики йогического (не мирского :) !) сосредоточения.
Вы спрашиваете: «Откуда такое количество асан?» Отвечаю: «Из глубины веков!» Столетиями нарабатывался опытным путём механизм и технология: «Сделал это – получил это, сделал то – получил то» Причём заметьте, что асаны в классических источниках не описываются детально, но лишь схематично, это очень важный момент, дающий возможность понять, что асана должна быть подстроена под индивидуальные возможности, но никак не наоборот, не практик должен быть «втиснут» в форму асаны :) ! Патанджали велик тем, что обозначил основные положения-условия (для всех асан без исключения) для возникновения чвн! Иначе йога не получится!
А конкретные асаны даны для того, что помимо общего воздействия, они ещё обладают и адресным, с акцентом, направленным на ту или иную область в теле.
Далее, важно понимать, что из чего следует: чвн является следствием сосредоточения, а уже в состоянии безмыслия создаются предпосылки для обособления Пуруши. Выполняя асану, мы сначала принимаем удобное положение без явных ощущений, обездвиживаем тело и снимаем напряжения в нём (расслабляем), тем самым реализуем асану (см. сутры). Это ведёт к тому, что сознание, «окрашенное» объектом сосредоточения – телом, наделяется теми же характеристиками, что и объект, т.е. неподвижностью, отсутствием какой-либо «мыслеверти» (читтавритти), что и есть йога по классическому определению: «Йога есть прекращение деятельности сознания». Т.е. сначала принимается поза, а затем уже в ней реализуется чвн (неподвижность сознания, которое сосредоточено, окрашено неподвижным телом), но никак не наоборот!
Конечно же, переходы из асаны в асану ведут к тому, что состояние сознания на этом этапе несколько активизируется, но затем на этапе выдержки асаны оно вновь обретает чвн. Некоторое разнообразие асан в комплексе не даёт возможности погрузиться так глубоко в состояние сосредоточения, как при изолированных медитативных практиках, когда на протяжении всего периода (примерно от получаса и более) адепт находится в одной позе. Но зато неким дополнительным бонусом мы получаем всестороннюю проработку материальной составляющей нашего существа – тела. Это создаёт запас прочности для дальнейшего углубления практики, возможности находиться в одной позе, выполняя пранаяму либо самьяму без ущерба для тела! Кроме того, обретя опыт и навык погружения в состояние чвн, выполняя крайне медленно и спокойно переходы из асаны в асану, глубина состояния практически не теряется. Практика приобретает качество однородности.
Что касается амплитуды асаны, то она максимально возможная, но с одной оговоркой - она без явных ощущений! Т.е. зачастую бывает так, что тело то согнуть можно ещё глубже, но нельзя, ибо это будет уже не йога, потеряется однородность состояния (чвн) из-за возникших в восприятии «вритти-ощущений».
Что касается комплексов асан, то они составляются преподавателем или самим практикующим (с учётом массы параметров) будучи в здравом уме и твёрдой памяти, а потом уже реализуются на практике в состоянии ментальной тишины.
Всё перечисленное выше касается и практики пранаямы с тем отличием, что за объект сосредоточения на первом этапе принимается дыхание, формируется некий альтернативный дыхательный паттерн (что напрямую воздействует на лёгочную ткань и диафрагму, что, в свою очередь ведёт к мощному повышению иммунитета, жизненных сил). Когда этот паттерн наработан, то возникает состояние покоя ещё более глубокое, чем в практике асан, ведь пранаяма протекает в одной неподвижной позе. В том и в другом случае (при выполнении асан и пранаямы) практика идёт в естественном режиме, т.е. тело принимает удобные позы в свойственных ему индивидуальных амплитудах, дышит так, что становится удобно, и сам процесс дыхания успокаивает сознание (в отличие от ребёфинга и холотропного дыхания, где психика за счёт гипервентиляции вздёргивается до максимальных значений, что в последствии ведёт к неконтролируемому лавинообразному сбросу напряжений, зачастую отрицательно влияющего на телесное и психическое здоровье. Такая технология сама по себе является анти-йогой, со всеми вытекающими последствиями)
И в завершении, по поводу аналогии остеопатии и йоги, мне это видится не корректным. Кроме того, что было сказано выше в отношении технологии, хочу отметить ещё одну деталь: выполняя йогу, человек учится САМ, он научается понимать тело и психические процессы, научается САМ, посредством систематической практики чувствовать себя хорошо и выходить из сложных ситуаций. Это лично его достижения, прирост его личной силы, а не врача-остеопата-массажиста-мануальщика и т. п.! В этом огромное преимущество йоги, она освобождает человека от многих видов зависимости и ведет уж если не к полному освобождению, то даёт реальный шанс не зависеть от многих факторов! Кроме всего прочего, практика йоги меняет структуру тела, мышцы, суставы связки и эти изменения устойчивы, в отличие от «одноразового выхлопа» массажа или мануальной терапии, через какое-то время всё равно приходится вновь и вновь обращаться к специалисту. Освоив же технологию йоги, практик может сам, автономно поддерживать себя в отличном самочувствии. И, помимо всего прочего, практика йоги развивает способность рефлексии на собственные психические процессы и способность растождествляться со своими мыслями.

"В "...сутрах" Патанджали нет конкретных асан, ни одной, а вдругих источниках их много.Почему Патаджали не описал ни одной конкретной?... И как можно на фоне ЧВН - молчании ума делать конкретные асаны? Ум же должен молчать, а не давать команды телу что и как делать..."

Ответы на Ваши вопросы отчасти содержались в первом сообщении-ответе, я могу повторить свою точку зрения:
1. Патанджали обозначил основные условия для асаны (неподвижность, удобство и снятие напряжения), они универсальны и применяются ко всем асанам без исключения. Почему он не вдавался в детальное описание асан? … видимо, обозначив общее, не счёл необходимым детализировать. Т.е. любое положение тела, в котором присутствуют обозначенные характеристики, является асаной, в которой и идёт практика. Другое дело, что есть некие канонические положения тела (асаны), воздействие которых изучено, оно прошло обкатку временем, и они детально рассмотрены в более поздних источниках.
2. Между фразами «ум же должен молчать» и «ум замолчал» как правило, проходит некоторое время, порой не один год. Новичок, живущий в социуме, не может сразу остановить поток мыслей, ощущения в теле, возникающие в процессе выдержки асаны не дают возможности находиться долго в одной позе – поза меняется и т.д., нужен навык, который формируется во времени и посредством выполнения разных неподвижных, удобных и расслабленных поз (асан). Йог становится «универсальным», он может остановить поток мыслей не только, например, в позе лотоса, но и в различных других положениях тела. По мере освоения расслабления время выдержки в асанах спонтанно затягивается, что ведёт к их сокращению (количественному), пока не останется одна. :)

"Здравствуйте, Андрей
На последнем занятии, на котором я был, Вы в процессе какого то обсуждения сказали две многозначительные фразы, вырываю их из контекста:
1. Йога - это концентрация, в этом ее смысл
2. Йога самодостаточна, никакие психотехники, если вы занимаетесь йогой, отдельно не нужны, только опять же концентрация.
Хочу прояснить насчет этой самой концентрации и правильной практики хатха йоги, не трогая медитации.
Понятно, что концентрация в теле, отключение от внешнего мира. С другой стороны - тело большое и многообразное, особенно включая мысли в нем.
На чем именно концентрироваться и как? Зависит ли способ концентрации от конкретных асан или он один общий?
"

Приветствую, Владимир!
Не совсем точно Вы сказали, не "концентрация", а "сосредоточение".
Т.е. йога - это сосредоточение! Очень чётко Патанджали говорит насчёт практики: "...практика есть непрерывное усилие по сохранению устойчивости сознания" (1-13) Что значит "устойчивость сознания"? Это его однонаправленное течение, его сосредоточение на объекте. Т.е. всё время практики (1 час, 2 часа, 3 часа или любое другое время) должны быть посвящены именно этому, прекращению многонаправленности сознания, достижению его устойчивого пребывания на объекте, окрашенности сознания объектом сосредоточения. (см. 1-41) Следствием реализации этого навыка является и отвлечение органов чувств, и ЧВН, и сиддхи, и вИдение, и растождествление...
В практике асан объектом сосредоточения выступает тело. Сосредотачиваться можно как на отдельных участках (на одном из...), так и на всём объёме тела - это частные моменты (единственное, можно отметить, что концентрация на определённых участках тела может вести к определённым сидхам: сосредоточение на кончике носа разовьёт нюх как у собаки :) и пр.), но главное, посредством этого действа мысли перестают шевелится, поскольку сознание целиком и полностью "залипает" на неподвижном объекте и само становится таковым (неподвижным, пустотным). Есть некие универсальные области в теле для сосредоточения: межбровье, кончик носа, область пупа, солнечное сплетение и пр., но можно и на любой другой области там, где сознанию будет наиболее легко и непринуждённо оставаться.
Далее, как такового понятия "медитация" в сутрах нет.... В переводе с лат. meditatio — размышление. А йога - чвн, как раз с точностью до наоборот: отсутствие размышления, прекращение деятельности сознания! :)
Если же под термином медитация подразумевать триединство концентрация-созерцание-сосредоточение (дхарана-дхьяна-самадхи) или одним словом саньяму, то вся практика йоги - это именно это - медитация, ибо см.выше: практика есть сосредоточение (естественно, оно достигается, проходя фазы и концентрации и созерцания, и отличается глубиной состояния). Т.е. невозможно выполнять хатха-йогу без медитативной составляющей, иначе получится фитнесс :), не трогать медитативный компонент в йоге невозможно!
"Понятно, что концентрация в теле, отключение от внешнего мира."
Концентрация на теле, выполняемая непрерывно, ведёт к сосредоточению, следствием является в том числе и пратьяхара (отвлечение органов чувств от объектов), Вьяса комментирует 2.55 так:"...Джагишавья, однако, говорит, что подчинение органов чувств есть всего лишь отсутствие чувственного восприятия вследствие концентрации сознания на одной точке. Отсюда полный контроль, т.е. прекращение деятельности органов чувств и при остановке деятельности сознания. Поэтому йогины не нуждаются в применении иных средств, требующих определённых усилий, наподобие подчинения других органов чувств".
"С другой стороны - тело большое и многообразное, особенно включая мысли в нем."
Мысли... они, в основном, в сознании :) , а в теле - ощущения.... Следовательно, пустотное от ощущений и усилий и неподвижное тело (см. Патанджали: "Асана есть неподвижная и удобная поза" и "Асана достигается при прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном") = пустотное от мыслей и неподвижное сознание, направленное на тело, "окрашенное" телом.

Спасибо за подробный ответ, хочу пояснить свой вопрос с "бытового" уровня.
Начинаем асану, переключаемся на тело, точнее переключились раньше и "вошли в режим". Сначала расслабляем тело и проверяем действительно ли напряжены только те участки которые должны, а остальные должным образом расслаблены.
Думаем - нет ли ощущений.
Вроде нет.
Переключаемся на ощущение воздуха в ноздрях
какое то время пытаемся почувствовать кончик носа
потом заодно уж и весь нос
потом волосы на голове
потом позвоночник
потом удостоверяемся, что в голове имеется ощущение, которое можно описать как результат команды "почувствуйте свой мозг"
потом на ладони рук
нагоняем в них ощущения
потом добавляем тепла
потом то же делаем с пальцами
потом переходим к ступням
... и так далее, последовательность приведена для примера, может быть уже-шире и пункты меняются в каждой асане.
На каждый пункт - секунд по 10.
Параллельно идет ненасильственная борьба с мыслями, иногда побеждают мысли, иногда мы их.
Этим опусом я хочу сказать, что удерживая внимание 100% внутри тела можно провести время вовсе не скучно. Я понимаю, что не выходить за пределы тела, как этап для начинающих - уже хорошо.
Но а дальше? Когда внимание в теле, образом примерно как я описал ?
Беспокоит насколько это правильно и к чему стремиться на этом этапе практики, выполняя асаны?
Есть ли специфика сосредоточения в разных асанах ? В группах асан - силовых, скручивающих и т.п.?

Нет, Владимир, не правильно, слишком много всего, всяческих лишних, избыточных манипуляций. В процессе выполнения асан "по классике" можно выделить 2 этапа:
1. Сначала реализуем асану, а затем
2. Реализуем непосредственно йогу, чвн.
На первом этапе достаточно пройтись вниманием по телу, осознанно снять напряжение с тех участков тела, где таковое "высветится", "погасить лампочки". Осознать, почувствовать отсутствие явных ощущений-напряжений, почувствовать некую телесную пустотность. Хотелось бы подчеркнуть именно это: ощущать, чувствовать не напряжения, ощущения, а их отсутствие в результате того, что вы их сняли, отпустив, расслабив соответствующие мышцы! Этим действом мы реализуем асану (по Патанджали асана реализуется при снятии напряжения).
Далее, нам надо реализовать в асане непосредственно йогу или прекращение деятельности сознания. Это достигается путём сосредоточения сознания на неподвижном теле или любом его (неподвижном) участке, сознание, непрерывно удерживаемое на нём, становится таким же неподвижным. Конечная фаза - неподвижность тела и неподвижность сознания, тотальное бездействие... "заскучать"... только не на бытовом (эмоциональном) уровне, а на йогическом. Всё замерло, ничто не движется. Если же постоянно что-то двигать и делать сознанием - вниманием в асане, то не будет достигнуто главного - его успокоения.
Далее, позвольте детально пройтись по постингу:
"Сначала расслабляем тело и проверяем действительно ли напряжены только те участки которые должны, а остальные должным образом расслаблены."
Здесь лучше сместить акцент внимания с "напряжены", на "минимально напряжены" или даже "максимально расслабленны при данной конфигурации тела", при этом уровень напряжений должен быть едва заметен на общем фоне покоя тела.
"Думаем - нет ли ощущений.
Вроде нет."

Не думаем, а чувствуем, это принципиально. Не "вроде нет", а точно нет, вы же через опыт прямого восприятия осознаёте это и верите своим органам чувств.
"Переключаемся на ощущение воздуха в ноздрях"
Да, классическая область сосредоточения внимания, при устойчивом пребывания сознания на этой области стадии концентрация-созерцание-сосредоточение переходят одна в другую естественным образом, утоньшая степень рефлексии, а затем и вовсе стирая её. Всё. Йога реализована. Всё остальное излишне, а именно:
"какое то время пытаемся почувствовать кончик носа
потом заодно уж и весь нос
потом волосы на голове
потом позвоночник
потом удостоверяемся, что в голове имеется ощущение, которое можно описать как результат команды "почувствуйте свой мозг"
потом на ладони рук
нагоняем в них ощущения
потом добавляем тепла
потом то же делаем с пальцами
потом переходим к ступням
... и так далее, последовательность приведена для примера, может быть уже-шире и пункты меняются в каждой асане.
На каждый пункт - секунд по 10.
"
Зачем все эти "навороты"? Зачем нагонять ощущения? Надо наоборот от них уходить, избавляться! Пустота от ощущений в теле - пустота от мыслей в сознании, чвн.
"Есть ли специфика сосредоточения в разных асанах ? В группах асан - силовых, скручивающих и т.п.?"
Если под "спецификой сосредоточения в разных асанах" подразумевается различные области сосредоточения, то по "классике" не имеет значение, лишь бы сознание было обездвижено этим действом.

"Здравствуйте!
Все это время собирался спросить, но сложно сформулировать. Как если человек каждый день тренирует отжимания, но так и не может отжаться ни разу.
С момента предыдущего поста все время практикую с сосредоточением на ноздрях. Не могу сказать, что за это время был большой прогресс, и даже что вообще он был. Хотя возможно все просто не так заметно ... Как поет Гребенщиков - "мы уже победили, просто это не так заметно". Но боюсь это не про меня...
За это время все перепробовал - постоянно гасить мысли насильственно и держать сосредоточение, как оборону, во что бы то ни стало. И, наоборот, плевать на мысли, не мешать им течь, и промежуточный вариант - наблюдать за мыслями, не отвлекаясь от ноздрей. И варианты от вариантов... Эффект во всех случаях примерно одинаков, то есть похвастать почти за год нечем и нахожусь в некоторой растерянности.
Интересно, что в этом процессе первично: асаны или тренировка сосредоточения? То есть хотелось бы понять механизм - можно ли научиться сосредоточению, скажем за 5 лет, не делая асаны, а сидя например в стуле и концентрируясь на трении воздуха? Или, если долго практиковать асаны, не практикуя специально сосредоточение (но конечно и не раскидываясь на отвлеченные размышления), то сознание все равно подготовится и все получится потом само ? Может где то у меня ошибка?"

Практика асан развивает и поддерживает навык сосредоточения. Во время выполнения асан внимание «сворачивается» вовнутрь, в тело, и в этом смысле тело выступает опорой сосредоточения. Навыки осознанного расслабления тела уже формируют навык сосредоточения, ведь в это время сознание занято только этим, отслеживанием напряжений и последующим их снятием. Оно в это время и зафиксировано на объекте сосредоточения. Финальная фаза, когда сознание обездвиживается и «залипает» где-то в теле, на каком-то участке, или во всём объёме, или на дыхании, например,- тут возможны варианты… Вполне может быть, что «трение воздуха на кончике носа» не Ваш вариант, можно пробовать что-то другое. Но в любом случае, практика асан необходима для успешного освоения сосредоточения. Посредством «работы с телом» в йоге сбрасываются разного рода напряжения, без чего освоение сосредоточения будет весьма затруднительно, если вообще возможно.
По поводу прогресса… Есть мнение, что прогресс – это отсутствие регресса.) Если за этот год Ваше самочувствие не ухудшилось, то прогресс очевиден, если же оно улучшилось – это супер-прогресс! А сосредоточение, определённые его фазы – это процесс не всегда быстрый и линейный…. Само понятие сосредоточение на санскрите звучит как «самадхи», где-то близко к просветлению. Думаю, когда посредством регулярной и длительной практики, когда «опадёт большая грязь», успокоятся и отработаются в какой-то степени «клеши и самскары», то и качество сосредоточения соответственно возрастёт.

"Обычно изучая литературу по классической йоге сталкиваюсь с тем, что речь идёт о воздействии йоги на подсознание (в моём понимании - вытесненный материал, не согласующийся с собственным образом, не "переваренные" эмоциональные впечатления и т.д.), также встречаю материал о воздействии на архетипическо-перинатальный уровень психики (+ слой эмоциональных переживаний раннего детства) вплоть до момента начала практики в русле классической традиции, когда по сути начинается обратный процесс, исправляющий ошибки онто- и филогенеза. Однако в не менее классической индийской традиции зачастую речи об этом вообще нет, однако много говорится о "божественной" стороне вопроса. Казлось бы, всего лишь пережиток религиозного сознания и мифологического мышления, но нет ли в этом и рациональной стороны, обращения к некоторому надсознанию? В конце концов многое в этом мире представлено дихотомией. Да и вполне созвучно идеям ноосферы. Как например в этом тексте (совпадает с представлением о единении дживы(индивидуальной души) с брахманом(мировой душой) в некоторых школах йоги):
"В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым." Оговорюсь конечно, что это только попытка нащупать "обратную сторону медали".

В общем-то, мифологическое мышление также основано на неком знании и имеет под собой некий рац. момент, только обрамлённый в метафорическую форму.... И необходимо определиться с терминами... "надсознание" в данном случае, что подразумевается? Сверхсознание? Сверх "я" (Супер-Эго)?
В классической йоге с неким допущением сутра 2-44 может косвенно указывать на этот аспект: "В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим божеством". И далее коммент. Вьясы: "Боги, риши и великие сиддхи входят в поле зрения йогина, предрасположенного к самообучению и принимают участие в его работе". (цитата закончена)
Т.е. йогина "ведёт" "вышестоящая инстанция". Отчасти можно провести параллель концепции сверхсознания с таким понятием, как "обретение внутреннего гуру".

"Андрей, если вернуться к Вашему сравнению с компьютером, ОС и пользователем.
Пуруша - это то что у нас называется душа?"

Понятие «душа» очень по-разному трактуется в различных религиозно-философских учениях, например:
"Душа (греч. рsyche, лат. anima) –
1. В религии под Душой понимается данная Богом бессмертная, духовная, бестелесная и независимая от тела сущность (природа) человека, его «двойник», активное начало, которое, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и личность человека, оживляет(«одушевляет») его, а покидая – приносит смерть, сама же переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа (например в брахманизме, буддизме).
2. В истории философии термин Душа употребляется иногда в качестве синонима психики и выражает исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека , отождествляемый с особой нематериальной субстанцией. Понятие Душа восходит к анимистическим верованиям. Платон отождествлял Душу с вечной идеей, развивая учение о мировой Душе как одном из универсальных принципов бытия; Аристотель понимал под Душой активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него; у Гегеля Душа – низшее, чувственное проявление духа по отношению к материи (чувствующая и деятельная Душа); в дуалистических учениях (Декарт, Спенсер, Вундт, Джемс) – исходное и существующее наряду с телом начало. В новоевропейской философии термин Душа употребляется чаще всего для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. В психологии понятие Душа было вытеснено термином «психика». (А.А. Круглов, «Всемирная энциклопедия: Философия»)
Если исходить из триединства тело-душа-дух, и под душевной жизнью понимать деятельность психики, то пуруша относится к духу (имхо):

«Для Духа нет смерти, как нет и рожденья,
И нет сновиденья, и нет пробужденья.
Извечный, - к извечной стремится он цели;
Пусть тело мертво, - он живёт в мёртвом теле…
В огне не горит он и в море не тонет,
Не гибнет от стрел и от боли не стонет.
Он – неопалимый и неуязвимый,
И неувлажняемый, неиссушимый.
Он – всепроникающий и вездесущий,
Недвижный, устойчивый, вечно живущий."
«Махабхарата»/ «Бхагават-Гита»