Буддизм




Буддизм

 На западе буддизм стал очень популярен, множество книг было издано по этой теме, в практике используются различные техники, но, к сожалению, основные принципы буддизма не были поняты или переданы должным образом и, поэтому, существует большое количество недопонимания.

Буддизм – это название, данное целому комплексу этико-философского движения, которое выросло вокруг учения Гаутамы, Будды, который, как полагают, родился в 563 до н.э. Посредством систематической медитации он стал просветленным и решил, что он должен передать недавно приобретенное знание другим. Его деятельность миссионера имела быстрый успех, и он довольно быстро основал монастыри.

После смерти Будды стали процветать как монашеские общины (sangha), так и светские буддийские сообщества, и во время правления знаменитого императора Ашоки ( 3-е столетие до н.э.), буддизм трансформировался из локального движения в мировую религию. Ашока сам стала активным последователем и миссионером этого течения, оставаясь светским человеком, он отправил своих посланников в разные части Индии, так же как и в Сирию, Египет, Тибет, Македонию, Цейлон и Бирму.

Вскоре после смерти Ашоки, буддизм распался на две хорошо известные школы: Хинаяна (Hinayana - малая колесница или путь) и Махаяна (Mahayana - большая колесница или путь) и в то время, как обе школы развались, различия между ними росли. Основное различие, по-видимому, заключается в том, что Mахаяна склонна обучать или направлять своих последователей в сторону поклонения, почитания служения, т.е. бхакти (bhakti) йога и эзотерический мистицизм, тогда как Хинаяна обращается больше к разуму, интеллекту – джняна (gyana) йога. В буддийском направлении Хинаяна каждый ищет личное освобождение и нирвану. Основная цель состоит в том, чтобы достичь состояния архата — просветлённого. Последователи Махаяны отрицают идеал архата, объясняя это тем, что акцент на личном освобождении усиливает дуалистические различия между "я" и другими, и между просветлением и обычным миром. Последователь Махаяны - бодхисаттва (bodhisattva) не отделяет свою собственную духовную жизнь от жизни других и посвящает свою жизнь служению человечеству. Независимо от различий обе школы содержат учение Будды и только предлагают различные средства достижения одной и той же цели. Эта цель - освобождение.

В 5-ом столетии во время вторжения Гуннов в Индию, буддизм потерял большую часть своего древнего наследия. При индийском императоре Харса, в 7-ом столетии, буддизм на короткое время восстановил свое влияние. Но к периоду распространения мусульманства в северных королевствах Индии, буддизм утратил большую часть своего влияния.

С начала 2-ого тысячелетия, буддизм распространяется за границей: на Дальнем Востоке, Китае и Японии. Основное учение Будды в этих странах было адаптировано в соответствии с нуждами людей сообразно их обычаям и верованиям.

Направление Хинаяна известна под названием Тхеравада, что означает приверженность “учению старейших”. Учение Тхеравады распространено на острове Цейлон, в Таиланде, Бирме, Камбодже и Лаосе. Поскольку они находятся в южной Азии, они – страны Южного Буддизма. Махаяна распространена в Китае, Монголии, Корее, Японии и Тибете, и они известны как страны Северного Буддизма. Хотя Тибетский буддизм является частью Махаяны, его считают отдельной школой и называют Ваджраяна (Vajrayana - алмазный путь). Эта форма буддизма также распространена в Непале, Бутане и Сиккиме. Дзэн-буддизм хотя и относят к традиции махаяны, является также независимой школой.

Будда не оставил в письменном виде изложения своего учения. Впервые об этом учении было написано через 400 лет после смерти самого Будды. Тем не менее, доподлинно известно, что Будда предпочитал медитативное самосозерцание, будучи посвященным йогом. Известно, что на начальном этапе он обучался практике йоги у двух йогов — Alara Kalama и Uddaka. Эти два йога были известны в то время и практиковали раджа и джняна йогу. Будда был великим реформатором и, хотя он сформулировал свою собственную систему медитации, очевидно, что он никогда не уходил из-под влияния системы Санкхья-Патанджали (Samkhya-Patanjali), этой основной философии и практики.

Буддийская доктрина, прежде всего, была разработана, чтобы показать конкретный путь выхода из всеобъемлющего существования в страдании. Будда учил, что невежество может быть устранено, и страдание может быть преобразовано с помощью знания Четырех Благородных Истин.

Первая истина связана со страданием и фрустрацией (dukkha), которые являются великой болезнью мира, от этого можно излечится с помощью дхармы.

Вторая истина связана с причиной страдания, которое, как говорят, является желанием и привязанностью, основанными на невежестве (avidya) или неосознанности.

Третья истина связана с прекращением страдания, осознанием того, что существует путь выхода из страдания через дисциплину, которому следуют все Просветлённые, поскольку эта дисциплина очищает и освобождает ум.

Четвертая истина непосредственно раскрывает путь, который выводит из страдания — Восьмеричный Благородный Путь. Он ведет ученика, шаг за шагом, прочь от переживания страдания. Это – буддийская йога.

Восьмеричный Благородный Путь

1.правильное видение — осознание непостоянства во всех внешних явлениях и во всех личностных проявлениях. Видение вещей таковыми, какие они есть, правильное видение- это видение беспристрастное, разумное и терпимое.

2. правильные цели — цель, которая освобождена от личностных ограничений и от страданий, стремится к доброжелательности, не причиняя вред окружающим.

3. правильная речь- правдивость и воздержание от всех праздных и лживых разговоров.

4. правильное поведение — надлежащее моральное поведение, подчеркивающее мир и доброжелательность.

5. правильные средства к существованию — обычные повседневные обязанности или занятия не должны наносить вред кому-либо или препятствие проживанию какого-либо существа.

6. правильное усилие — упорное усилие избавляться от ненужной ментальной активности, в основном посредством управления эмоциональными реакциями на внешние стимулы.

7. правильная внимательность — развитие осознания и внимательное отношение к жизни и к себе.

8. правильная концентрация – развитие концентрации и практика определённых техник для интернализации (прим. пер.: от лат. Internus – внутренний) сознания.

 

Первые пять ступеней восьмеричного пути могут быть сгруппированы под заголовком социо-этические предписания. Остальные три ступени относятся исключительно к йогической практике. Йогическая природа буддийского пути далее проявляется посредством использования таких техник, как асаны и пранаяма, и начальная медитация с "грубыми" объектами постепенно трансформируется на более тонкие уровни. Обе системы подчеркивают необходимость очищение тела и ума, чтобы достигнуть каких-либо результатов от практики медитации.

Так как медитативные техники, используемые в буддизме, отличаются в соответствии с направлениями, мы будем обсуждать эти техники отдельно. Сейчас существует много школ в Буддизма, но мы ограничимся обзором Тхеравады, Ваджраяны и Дзэн.

 

“Без знания не существует медитации; без медитации не существует знания; и тот, кто обладает и знанием и медитацией – близок к реальности”. Будда


Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на www.classicyoga.spb.ru обязательна

Вернуться к содержанию