Андрей Владимирович, здравствуйте!
Хочу попросить Вас осветить, насколько это возможно посредством форума, тему медитации.
Я встречалась с мнением, которое утверждает, что при практике в русле Классической йоги медитация теряет свою актуальность, поскольку практика происходит в медитативном состоянии.
С другой стороны, глубина моей практики, к сожалению, пока еще не позволяет мне не вовлекаться в стрессовые ситуации. И стрессы для меня весьма энергозaтратны...
В поиске инструментов, могущих мне помочь, я подумала о медитации. Имеет ли смысл пробовать практиковать медитацию, если не всегда в практике асан получается входить в искомое состояние? Я, конечно же, понимаю, что пока еще весьма далека от чвн, но все же к нему стремлюсь Кроме того, я обратила внимание, что внутреннее изначальное состояние, в котором я вхожу в практику, весомо влияет на качество моей практики. Это состояние мне сложно описать, но оно сопровождается полной "открытостью" и практика получается глубокой и наполняющей. Наверное, это состояние может быть достигнуто и практикой, и медитацией?
Раньше, до знакомства со Школой классической йоги, я практиковала медитацию (присутствия, на дыхании, випасану).
И еще вопрос, даже сомнение.
Стаж моей практики в русле классической йоги составляет год.
Пришло ли время для введения медитации или пранаямы? Что предпочтительнее и уместнее?
Медитация
-
- Сообщений: 551
- Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31
Re: Медитация
Здравствуйте, Sana!
Какой хороший вопрос!!!
Вы совершенно правильно заметили прямую зависимость всей практики в целом, её качества, от того, насколько успешно удалось войти в состояние покоя в начале занятия. Этому вопросу следует уделить достаточно пристальное внимание! Вариант выполнения асан в состоянии повышенной активности (например, сразу после работы), когда «деловая инерция» ещё не погашена, будет проходить в состоянии, далёком от мыслительной тишины. В самом начале занятия надо запустить процессы торможения этой активности, эта фаза обычно называется «вход в практику». Какие варианты возможны? Можно начать, например, с шавасаны 5-10 мин. (как рекомендует тот же Йогешвар), или же, если степень напряжения слишком высока, то можно даже перед практикой асан выполнить йога-нидру или более длительную шавасану. Либо можно выполнить несколько подходов одной и той же асаны, которая у Вас хорошо получается и легка в исполнении (как делал, например, ВСБ – 3 подхода по 3 минуты пасчимоттанасаны). Если в Вашем арсенале уже есть наработанные медитативные практики, которые чётко реализуют этот процесс, процесс переключения сознания с «думания» в область «чувствования», на кинестетику, на тело, процессы в нём, то почему бы нет? Созерцание дыхания, отрешённое наблюдение процесса (5-10 мин. перед практикой асан) – да, конечно, можно и нужно использовать с той оговоркой, если это работает и освоено на приличном уровне. Сложность заключается и в том, чтобы «не начать делать ещё одно дело», чтобы практика не превращалась в ещё одну дополнительную нагрузку, а была наоборот, разгрузочным процессом, выходя из области «действия» в область «неделания».
По мере набора практического опыта и освоения состояния покоя в практике всё меньше и меньше будет иметь значение, посредством чего (будь то повторное выполнение одной асаны, короткая медитат. практика или та же шавасана) выполняется вход в практику, переключение сознания, весь процесс станет медитативным. Но в начале нужно использовать то, что лучше срабатывает, легче получается.
Хотелось бы ещё одно уточнение отметить… Если мы говорим о медитации в йогической практике, то под этим подразумевается термин «дхьяна», являющийся составной частью саньямы («внутренней йоги»), включающей в себя триединство дхарана-дхьяна-самадхи. Для реализации медитативного состояния в йоге необходим объект медитации, то, на что сознание переключается (и чем в дальнейшем оно «окрашивается»). По сутрам дхьяна – «Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных] состояний сознания на этом [месте]». («на созерцаемом объекте» - Вьяса). Т.е. должен присутствовать объект медитации (тело, участок тела, например, кончик носа, процесс, например, дыхание или объект, вынесенный за пределы тела, например тратака на пламени свечи). Что имеется в виду под «медитацией присутствия», упомянутое Вами в сообщении и что там выступает в роли опоры сосредоточения сознания?... Медитация на дыхании (из сказанного в Вашем сообщении) всё же ближе к йогическому описанию процесса.
Какой хороший вопрос!!!
Вы совершенно правильно заметили прямую зависимость всей практики в целом, её качества, от того, насколько успешно удалось войти в состояние покоя в начале занятия. Этому вопросу следует уделить достаточно пристальное внимание! Вариант выполнения асан в состоянии повышенной активности (например, сразу после работы), когда «деловая инерция» ещё не погашена, будет проходить в состоянии, далёком от мыслительной тишины. В самом начале занятия надо запустить процессы торможения этой активности, эта фаза обычно называется «вход в практику». Какие варианты возможны? Можно начать, например, с шавасаны 5-10 мин. (как рекомендует тот же Йогешвар), или же, если степень напряжения слишком высока, то можно даже перед практикой асан выполнить йога-нидру или более длительную шавасану. Либо можно выполнить несколько подходов одной и той же асаны, которая у Вас хорошо получается и легка в исполнении (как делал, например, ВСБ – 3 подхода по 3 минуты пасчимоттанасаны). Если в Вашем арсенале уже есть наработанные медитативные практики, которые чётко реализуют этот процесс, процесс переключения сознания с «думания» в область «чувствования», на кинестетику, на тело, процессы в нём, то почему бы нет? Созерцание дыхания, отрешённое наблюдение процесса (5-10 мин. перед практикой асан) – да, конечно, можно и нужно использовать с той оговоркой, если это работает и освоено на приличном уровне. Сложность заключается и в том, чтобы «не начать делать ещё одно дело», чтобы практика не превращалась в ещё одну дополнительную нагрузку, а была наоборот, разгрузочным процессом, выходя из области «действия» в область «неделания».
По мере набора практического опыта и освоения состояния покоя в практике всё меньше и меньше будет иметь значение, посредством чего (будь то повторное выполнение одной асаны, короткая медитат. практика или та же шавасана) выполняется вход в практику, переключение сознания, весь процесс станет медитативным. Но в начале нужно использовать то, что лучше срабатывает, легче получается.
Хотелось бы ещё одно уточнение отметить… Если мы говорим о медитации в йогической практике, то под этим подразумевается термин «дхьяна», являющийся составной частью саньямы («внутренней йоги»), включающей в себя триединство дхарана-дхьяна-самадхи. Для реализации медитативного состояния в йоге необходим объект медитации, то, на что сознание переключается (и чем в дальнейшем оно «окрашивается»). По сутрам дхьяна – «Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных] состояний сознания на этом [месте]». («на созерцаемом объекте» - Вьяса). Т.е. должен присутствовать объект медитации (тело, участок тела, например, кончик носа, процесс, например, дыхание или объект, вынесенный за пределы тела, например тратака на пламени свечи). Что имеется в виду под «медитацией присутствия», упомянутое Вами в сообщении и что там выступает в роли опоры сосредоточения сознания?... Медитация на дыхании (из сказанного в Вашем сообщении) всё же ближе к йогическому описанию процесса.
Re: Медитация
Андрей Владимирович, спасибо за подробный ответ и жемчужины!
Обычно я занимаюсь рано утром и перед практикой никакого "входа" не делаю. Но все же существенная разница между сонным расслабленным состоянием и состоянием открытости и полной нементальной включенности.
Занимаясь в дневное время, я, конечно же, начинаю комплекс с Шавасаны. Но обозначенные Вами акценты сейчас позволили мне увидеть значимость корректного входа в практику не с формальной, привычной стороны. Я, конечно же, расслаблялась. Но это не то расслабление, которое можно сравнить с искомым состоянием. Мда и увы мне
Когда я писала о медитации присутствия, то я просто распространяла внимание по всему внутреннему пространству тела и находилась в теле в течение медитации. Получается, что опора сосредоточения в данном слусае - мое физическое тело.
Если я поняла корректно, то медитация применительно к моему вопросу может выступать инструментом входа в практику. И тогда нет необходимости практиковать ее отдельно? Разве что для наработки этого самого навыка входа в практику,а не как отдельно взятая технология. Правильно? У меня практика так встроилась в жизнь, что утром я практикую асаны, а вечером у меня Нидра. Но в последнее время то ли уровень стрессов был высоким, то ли было некое привыкание (я имею в виду Нидру), что я не всегда могла "не терять" себя в стрессе. И поэтому у меня и возник вопрос о медитации как о самодостаточной практике. Возможно, на какое-то время вместо Нидры? В Нидре, даже недлинной, я так глубоко проваливаюсь, что ничего не помню. Но несмотря на это всегда в конце просыпаюсь. Может, такое глубокое погружение не является желательным?
Вообще в свете Вашего ответа мне многое увиделось иначе, и это очень ценно. Спасибо за акценты!
Еще у меня открытый вопрос по пранаяме. Я внимательно изучила тему о пранаяме, она очень информативна и полезна. Могу ли я, имея стаж практики около года, начинать практиковать Уджайи? Так, как Вы рекомендуете в теме о пранаяме? Или все же стОит наработать глубокое состояние покоя?
Обычно я занимаюсь рано утром и перед практикой никакого "входа" не делаю. Но все же существенная разница между сонным расслабленным состоянием и состоянием открытости и полной нементальной включенности.
Занимаясь в дневное время, я, конечно же, начинаю комплекс с Шавасаны. Но обозначенные Вами акценты сейчас позволили мне увидеть значимость корректного входа в практику не с формальной, привычной стороны. Я, конечно же, расслаблялась. Но это не то расслабление, которое можно сравнить с искомым состоянием. Мда и увы мне
Когда я писала о медитации присутствия, то я просто распространяла внимание по всему внутреннему пространству тела и находилась в теле в течение медитации. Получается, что опора сосредоточения в данном слусае - мое физическое тело.
Если я поняла корректно, то медитация применительно к моему вопросу может выступать инструментом входа в практику. И тогда нет необходимости практиковать ее отдельно? Разве что для наработки этого самого навыка входа в практику,а не как отдельно взятая технология. Правильно? У меня практика так встроилась в жизнь, что утром я практикую асаны, а вечером у меня Нидра. Но в последнее время то ли уровень стрессов был высоким, то ли было некое привыкание (я имею в виду Нидру), что я не всегда могла "не терять" себя в стрессе. И поэтому у меня и возник вопрос о медитации как о самодостаточной практике. Возможно, на какое-то время вместо Нидры? В Нидре, даже недлинной, я так глубоко проваливаюсь, что ничего не помню. Но несмотря на это всегда в конце просыпаюсь. Может, такое глубокое погружение не является желательным?
Вообще в свете Вашего ответа мне многое увиделось иначе, и это очень ценно. Спасибо за акценты!
Еще у меня открытый вопрос по пранаяме. Я внимательно изучила тему о пранаяме, она очень информативна и полезна. Могу ли я, имея стаж практики около года, начинать практиковать Уджайи? Так, как Вы рекомендуете в теме о пранаяме? Или все же стОит наработать глубокое состояние покоя?
-
- Сообщений: 551
- Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31
Re: Медитация
«Когда я писала о медитации присутствия, то я просто распространяла внимание по всему внутреннему пространству тела и находилась в теле в течение медитации. Получается, что опора сосредоточения в данном случае - мое физическое тело.»
Да, если в таком контексте, то всё нормально!
«Если я поняла корректно, то медитация применительно к моему вопросу может выступать инструментом входа в практику. И тогда нет необходимости практиковать ее отдельно? Разве что для наработки этого самого навыка входа в практику,а не как отдельно взятая технология. Правильно?»
В данном случае «короткая медитация» применяется для входа в практику, поскольку у Вас уже есть определённый опыт - наработки в этой области. Если говорить об изолированных медитативных практиках, например чидакаша дхарана, аджппа джапа и т.д., то они требуют иных временнЫх затрат (примерно от получаса и более) и, как правило (если быть последовательным), подходить к ним имеет смысл уже после освоения пранаямы. Помимо всего прочего, на этапе освоения длительной медитации, уже должен быть навык длительного неподвижного пребывания в медитативной асане в состоянии физического комфорта. Короче говоря, картина следующая: освоение расслабления и состояния безмолвия в асанах, далее на этой основе освоение пранаямы и, только потом, изолированные медитативные практики (имхо). Процесс весь этот очень не быстрый, как Вы понимаете….
Далее, с тем уровнем стресса, который есть, лучше однозначно делать йога-нидру. В те дни, когда перегрузка особо чувствительна, можно йога-нидру делать 2 раза в сутки… Судя по тому, как Вы рассказываете о своей практики нидры, можно сказать, что она идёт в нужном ключе, так и должно быть!
Думается мне, что пранаяму осваивать пока что рано (уже не говоря о длительных медитациях). И вопрос не столько в предварительном времени практики асан, сколько в том, в каком состоянии Вы находитесь в текущий момент, и насколько эффективно было освоено состояние мыслительной тишины в асанах. Если уровень не достаточный, то рано приступать к пранаяме. Всему своё время…
Re: Медитация
Андрей Владимирович, большое спасибо за обстоятельный ответ! И за возможность избежать лишних ошибок и энергозатрат.
Все ясно, буду продолжать практику в том режиме, в котором практикую сейчас.
А время покажет.
Все ясно, буду продолжать практику в том режиме, в котором практикую сейчас.
А время покажет.
-
- Сообщений: 551
- Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31
Re: Медитация
Sana, не за что, рад, если информация полезна!
Re: Медитация
Андрей Владимирович, здравствуйте!
Хотела бы узнать Ваше мнение об использовании приемов визуализации ( для расширения кругозора ) У нас со знакомыми получилась небольшая дискуссия на эту тему, как я понимаю, эти методы они взяли на вооружение из даосской йоги и каких-то других направлений. Считаете ли Вы это полезным инструментом? Используется ли визуализация в классическом варианте йоги?
Мне на ум приходит только вариант нидра-йоги с визуализацией. На каком этапе или в каких случаях занимающимся рекомендуется к нему переходить?
Спасибо!
Хотела бы узнать Ваше мнение об использовании приемов визуализации ( для расширения кругозора ) У нас со знакомыми получилась небольшая дискуссия на эту тему, как я понимаю, эти методы они взяли на вооружение из даосской йоги и каких-то других направлений. Считаете ли Вы это полезным инструментом? Используется ли визуализация в классическом варианте йоги?
Мне на ум приходит только вариант нидра-йоги с визуализацией. На каком этапе или в каких случаях занимающимся рекомендуется к нему переходить?
Спасибо!
-
- Сообщений: 551
- Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31
Re: Медитация
Здравствуйте, Надежда!
Рад Вас слышать! Сколько лет, сколько зим….
Дело в том, что я не знаю, какие именно методы взяли на вооружение ваши знакомые из даосской йоги, поэтому, не могу сказать, являются ли они в данном случае полезным для них инструментом….
Если говорить «в общем и целом», то остальная часть вопроса тянет на "докторскую диссертацию" , столь он обширен, многопланов и неоднозначен….
Попробуем наметить основные моменты…..
Начнём с того, что, как Вы выразились, «приёмы визуализации» очень широко используются не только в восточных психотехниках, но и в западной психотерапии. В таких направлениях, как эмоционально-образная терапия и символдрамма визуализационные техники являются основными.
Но, для начала надо определиться с понятием визуализация… Можно сказать, что визуализация – это процесс представления образов, ситуаций и пр. с определённой целью. Какую можно преследовать цель или цели? Это могут быть и терапевтические цели: избавление от определённых проблем психосоматического характера посредством работы с образами, и цели более высокого плана… отдельная тема - визуализация в спорте, творческая визуализация и т.д. Можно ли понятие «визуализация» приравнять к «созерцанию», т.е. к «дхъяне» - медитации? При определённых условиях – да, можно, если эта визуализация ведёт к стабилизации сознания. В этом случае имеет место быть один образ и только на нём фиксируется всё внимание, делая сознание однонаправленным. Далее, визуализация визуализации – рознь… Можно, например, визуализировать образ просветлённого йога или фигурку Будды, как «причудливое скопление молекул», а можно этот же образ созерцать, понимая, что он ассоциируется с определённым набором положительных черт и качеств человека. Отождествляясь с этим образом, практикующий совершенствует свои морально этические качества. Либо, например, визуализация чистого неба из которого появляются образы, может символизировать ( для адептов того же буддизма) пустоту, заключающую в себе возможность появления бесконечного количества вещей. Такого рода визуализация будет выражать суть учения.
Можно ли визуализировать запах или ощущение? Казалось бы, что сам термин указывает на включение визуального канала восприятия, но, например, в той же эмоционально-образной терапии «чтобы избавиться от сердечной боли достаточно обонять её воображаемый запах, а при исчезновении запаха исчезнет и боль».
Хотя термин визуализация мало подходит к такой практике, например, как сосредоточение на «трении воздуха на кончике носа», здесь будет более уместен термин «созерцание», и здесь всё же мы имеем дело именно с ощущением трения, а не с визуальным образом.
Что касается классической йоги, то, как уже было сказано выше, любая практика в той или иной степени должна вести к стабилизации сознания.
Йога-сутры:
1.37. « Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.»
Вьяса:»Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, когда оно "окрашено" восприятием [индивидов], свободных от желаний, [восприятием], выступающим в качестве объекта [сосредоточения]
Далее в комментарии говорится, что «их сознание (имеется ввиду тех. кто свободен от желаний – моё примечание) и становится для йогина объектом [сосредоточения, а само сознание йогина как бы] окрашивается им.»
Это как раз тот вариант, что мы рассматривали выше, говоря об ассоциации, отождествлении сознания с объектом «визуализации»… и, всё же, в том случае, если можно говорить о тождественности таких понятий, как «визуализация» и «созерцание», являющееся составной частью санъямы со всеми вытекающими выводами….
Для йоги в классическом варианте характерно сосредоточение (визуализация) на одном объекте, в этом процессе объект не меняется.
Йога-нидра является не йогической, а, скорее, тантрической техникой, на стадии визуализации идёт быстрая смена образов. И, соответственно, цели, достигаемые посредством этой практики, совсем иные…
Ещё пару строк из йога-сутр:
38. «Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений».
Вьяса: «Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, имея в качестве опоры восприятие, [полученное] в сновидении или во сне без сновидений, или его образ.»
Здесь, очевидно, идёт речь о неком ярком, запоминающемся образе, увиденном и запомнившимся в состоянии сновидения, который вызывает некий внутренний резонанс у практикующего, некий внутренний глубинный отклик (быть может, архитипический образ)
39. «Или благодаря созерцанию того, что приятно.»
Вьяса: «[Йогину] следует созерцать именно то, что ему приятно. Достигнув стабильности [сознания] в этом случае, он достигает стабильности и в других случаях.»
Далее, Вы спрашиваете, Надежда, «На каком этапе или в каких случаях занимающимся рекомендуется к нему переходить?»
Вопрос очень индивидуальный…. Например, (опять-таки в рамках йогической практики) если степень расслабления в асанах настолько глубока, что у практикующего на «внутреннем экране» плывут образы, он как бы «видит сны наяву», то можно пробовать практиковать «визуализацию» - созерцание этих образов, но не «трогая» их и ничего не делая, находясь в состоянии «отрешённого наблюдателя». Эта практика - чидакаша-дхарана. Посредством этой практики можно понять-осознать нетождественность сознания и «я» или того, что в сутрах называют «Пуруша», и это будет также в определённом смысле выражать суть учения йоги, но не только на интеллектуальном уровне, а на уровне прямого восприятия. Но это уже совсем отдельный разговор….
Примерно так…. Маленькими штрихами попытался наметить некоторые возможные линии для дальнейшего размышления…
Рад Вас слышать! Сколько лет, сколько зим….
Дело в том, что я не знаю, какие именно методы взяли на вооружение ваши знакомые из даосской йоги, поэтому, не могу сказать, являются ли они в данном случае полезным для них инструментом….
Если говорить «в общем и целом», то остальная часть вопроса тянет на "докторскую диссертацию" , столь он обширен, многопланов и неоднозначен….
Попробуем наметить основные моменты…..
Начнём с того, что, как Вы выразились, «приёмы визуализации» очень широко используются не только в восточных психотехниках, но и в западной психотерапии. В таких направлениях, как эмоционально-образная терапия и символдрамма визуализационные техники являются основными.
Но, для начала надо определиться с понятием визуализация… Можно сказать, что визуализация – это процесс представления образов, ситуаций и пр. с определённой целью. Какую можно преследовать цель или цели? Это могут быть и терапевтические цели: избавление от определённых проблем психосоматического характера посредством работы с образами, и цели более высокого плана… отдельная тема - визуализация в спорте, творческая визуализация и т.д. Можно ли понятие «визуализация» приравнять к «созерцанию», т.е. к «дхъяне» - медитации? При определённых условиях – да, можно, если эта визуализация ведёт к стабилизации сознания. В этом случае имеет место быть один образ и только на нём фиксируется всё внимание, делая сознание однонаправленным. Далее, визуализация визуализации – рознь… Можно, например, визуализировать образ просветлённого йога или фигурку Будды, как «причудливое скопление молекул», а можно этот же образ созерцать, понимая, что он ассоциируется с определённым набором положительных черт и качеств человека. Отождествляясь с этим образом, практикующий совершенствует свои морально этические качества. Либо, например, визуализация чистого неба из которого появляются образы, может символизировать ( для адептов того же буддизма) пустоту, заключающую в себе возможность появления бесконечного количества вещей. Такого рода визуализация будет выражать суть учения.
Можно ли визуализировать запах или ощущение? Казалось бы, что сам термин указывает на включение визуального канала восприятия, но, например, в той же эмоционально-образной терапии «чтобы избавиться от сердечной боли достаточно обонять её воображаемый запах, а при исчезновении запаха исчезнет и боль».
Хотя термин визуализация мало подходит к такой практике, например, как сосредоточение на «трении воздуха на кончике носа», здесь будет более уместен термин «созерцание», и здесь всё же мы имеем дело именно с ощущением трения, а не с визуальным образом.
Что касается классической йоги, то, как уже было сказано выше, любая практика в той или иной степени должна вести к стабилизации сознания.
Йога-сутры:
1.37. « Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.»
Вьяса:»Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, когда оно "окрашено" восприятием [индивидов], свободных от желаний, [восприятием], выступающим в качестве объекта [сосредоточения]
Далее в комментарии говорится, что «их сознание (имеется ввиду тех. кто свободен от желаний – моё примечание) и становится для йогина объектом [сосредоточения, а само сознание йогина как бы] окрашивается им.»
Это как раз тот вариант, что мы рассматривали выше, говоря об ассоциации, отождествлении сознания с объектом «визуализации»… и, всё же, в том случае, если можно говорить о тождественности таких понятий, как «визуализация» и «созерцание», являющееся составной частью санъямы со всеми вытекающими выводами….
Для йоги в классическом варианте характерно сосредоточение (визуализация) на одном объекте, в этом процессе объект не меняется.
Йога-нидра является не йогической, а, скорее, тантрической техникой, на стадии визуализации идёт быстрая смена образов. И, соответственно, цели, достигаемые посредством этой практики, совсем иные…
Ещё пару строк из йога-сутр:
38. «Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений».
Вьяса: «Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, имея в качестве опоры восприятие, [полученное] в сновидении или во сне без сновидений, или его образ.»
Здесь, очевидно, идёт речь о неком ярком, запоминающемся образе, увиденном и запомнившимся в состоянии сновидения, который вызывает некий внутренний резонанс у практикующего, некий внутренний глубинный отклик (быть может, архитипический образ)
39. «Или благодаря созерцанию того, что приятно.»
Вьяса: «[Йогину] следует созерцать именно то, что ему приятно. Достигнув стабильности [сознания] в этом случае, он достигает стабильности и в других случаях.»
Далее, Вы спрашиваете, Надежда, «На каком этапе или в каких случаях занимающимся рекомендуется к нему переходить?»
Вопрос очень индивидуальный…. Например, (опять-таки в рамках йогической практики) если степень расслабления в асанах настолько глубока, что у практикующего на «внутреннем экране» плывут образы, он как бы «видит сны наяву», то можно пробовать практиковать «визуализацию» - созерцание этих образов, но не «трогая» их и ничего не делая, находясь в состоянии «отрешённого наблюдателя». Эта практика - чидакаша-дхарана. Посредством этой практики можно понять-осознать нетождественность сознания и «я» или того, что в сутрах называют «Пуруша», и это будет также в определённом смысле выражать суть учения йоги, но не только на интеллектуальном уровне, а на уровне прямого восприятия. Но это уже совсем отдельный разговор….
Примерно так…. Маленькими штрихами попытался наметить некоторые возможные линии для дальнейшего размышления…
Re: Медитация
Андрей Владимирович, благодарю за такое развернутое освещение вопроса! Действительно, тема очень обширная и интересная.
-
- Сообщений: 551
- Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31
Re: Медитация
Не за что, Надежда, появятся вопросы, можем продолжить!
Вернуться в «Классическая Йога»
Кто сейчас на форуме
Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей