Здравствуйте, Надежда!
Рад Вас слышать! Сколько лет, сколько зим….
Дело в том, что я не знаю, какие именно методы взяли на вооружение ваши знакомые из даосской йоги, поэтому, не могу сказать, являются ли они в данном случае полезным для них инструментом….
Если говорить «в общем и целом», то остальная часть вопроса тянет на "докторскую диссертацию"
, столь он обширен, многопланов и неоднозначен….
Попробуем наметить основные моменты…..
Начнём с того, что, как Вы выразились, «приёмы визуализации» очень широко используются не только в восточных психотехниках, но и в западной психотерапии. В таких направлениях, как эмоционально-образная терапия и символдрамма визуализационные техники являются основными.
Но, для начала надо определиться с понятием визуализация… Можно сказать, что визуализация – это процесс представления образов, ситуаций и пр. с определённой целью. Какую можно преследовать цель или цели? Это могут быть и терапевтические цели: избавление от определённых проблем психосоматического характера посредством работы с образами, и цели более высокого плана… отдельная тема - визуализация в спорте, творческая визуализация и т.д. Можно ли понятие «визуализация» приравнять к «созерцанию», т.е. к «дхъяне» - медитации? При определённых условиях – да, можно, если эта визуализация ведёт к стабилизации сознания. В этом случае имеет место быть один образ и только на нём фиксируется всё внимание, делая сознание однонаправленным. Далее, визуализация визуализации – рознь… Можно, например, визуализировать образ просветлённого йога или фигурку Будды, как «причудливое скопление молекул», а можно этот же образ созерцать, понимая, что он ассоциируется с определённым набором положительных черт и качеств человека. Отождествляясь с этим образом, практикующий совершенствует свои морально этические качества. Либо, например, визуализация чистого неба из которого появляются образы, может символизировать ( для адептов того же буддизма) пустоту, заключающую в себе возможность появления бесконечного количества вещей. Такого рода визуализация будет
выражать суть учения. Можно ли визуализировать запах или ощущение? Казалось бы, что сам термин указывает на включение визуального канала восприятия, но, например, в той же эмоционально-образной терапии «чтобы избавиться от сердечной боли достаточно обонять её воображаемый запах, а при исчезновении запаха исчезнет и боль».
Хотя термин визуализация мало подходит к такой практике, например, как сосредоточение на «трении воздуха на кончике носа», здесь будет более уместен термин «созерцание», и здесь всё же мы имеем дело именно с ощущением трения, а не с визуальным образом.
Что касается классической йоги, то, как уже было сказано выше, любая практика в той или иной степени должна вести к стабилизации сознания.
Йога-сутры:
1.37. « Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.»
Вьяса:»Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, когда оно "окрашено" восприятием [индивидов], свободных от желаний, [восприятием], выступающим в качестве объекта [сосредоточения]
Далее в комментарии говорится, что «их сознание (имеется ввиду тех. кто свободен от желаний – моё примечание) и становится для йогина объектом [сосредоточения, а само сознание йогина как бы] окрашивается им.»
Это как раз тот вариант, что мы рассматривали выше, говоря об ассоциации, отождествлении сознания с объектом «визуализации»… и, всё же, в том случае, если можно говорить о тождественности таких понятий, как «визуализация» и «созерцание», являющееся составной частью санъямы со всеми вытекающими выводами….
Для йоги в классическом варианте характерно сосредоточение (визуализация) на одном объекте, в этом процессе объект не меняется.
Йога-нидра является не йогической, а, скорее, тантрической техникой, на стадии визуализации идёт быстрая смена образов. И, соответственно, цели, достигаемые посредством этой практики, совсем иные…
Ещё пару строк из йога-сутр:
38. «Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений».
Вьяса: «Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, имея в качестве опоры восприятие, [полученное] в сновидении или во сне без сновидений, или его образ.»
Здесь, очевидно, идёт речь о неком ярком, запоминающемся образе, увиденном и запомнившимся в состоянии сновидения, который вызывает некий внутренний резонанс у практикующего, некий внутренний глубинный отклик (быть может, архитипический образ)
39. «Или благодаря созерцанию того, что приятно.»
Вьяса: «[Йогину] следует созерцать именно то, что ему приятно. Достигнув стабильности [сознания] в этом случае, он достигает стабильности и в других случаях.»
Далее, Вы спрашиваете, Надежда, «На каком этапе или в каких случаях занимающимся рекомендуется к нему переходить?»
Вопрос очень индивидуальный…. Например, (опять-таки в рамках йогической практики) если степень расслабления в асанах настолько глубока, что у практикующего на «внутреннем экране» плывут образы, он как бы «видит сны наяву», то можно пробовать практиковать «визуализацию» - созерцание этих образов, но не «трогая» их и ничего не делая, находясь в состоянии «отрешённого наблюдателя». Эта практика - чидакаша-дхарана. Посредством этой практики можно понять-осознать нетождественность сознания и «я» или того, что в сутрах называют «Пуруша», и это будет также в определённом смысле выражать суть учения йоги, но не только на интеллектуальном уровне, а
на уровне прямого восприятия. Но это уже совсем отдельный разговор….
Примерно так…. Маленькими штрихами попытался наметить некоторые возможные линии для дальнейшего размышления…